Что ощущает ребенок. Первые признаки шевеления ребенка

Многие мамы уверены, что их недавно родившийся малыш ничего не умеет кроме того, как спать, кушать и делать свои «маленькие дела» в штанишки. Что чувствует новорожденный ребенок? Оказывается, что развитие органов чувств у новорожденных детей делает их мир намного интереснее, чем мы себе его представляем.

Что чувствует новорожденный ребенок

Зрение

Зрение у новорожденных детей сформировано не до конца, поэтому четко видеть предметы они могут лишь на расстоянии 18-25 см. А все, что не входит в эти пределы в глазах малыша начинает расплываться.

При ярком свете они поворачиваться в сторону источника и начинают при этом жмуриться. Однако слишком сильный свет действует раздражительно на кроху, из-за чего он может расплакаться.

Помимо этого, многие мамы могут заметить, что их малыш немного косит, но это вполне нормально, так как у новорожденных детей движение глазных мышц просто еще не скоординировано.

Также мир в глазах малышей предстает в широко-плоском виде с темными и светлыми контрастами. А вот оттенки они пока что еще не различают, именно поэтому им необходимо показывать яркие и насыщенные игрушки.

Зрение начинает кардинально меняться ближе к 3-месячному возрасту, и тогда ребенок начинает видеть мир уже в трехмерном изображении. Также он начинает различать новые цвета такие, как зеленый, красный, синий. А вот после 3 месяцев малыш уже видит и другие оттенки, а также начинает узнавать лица близких ему людей.

Слух

После рождения слух у новорожденных детей немного снижен из-за того, что во внутреннем ухе находится жидкость. Однако уже спустя несколько дней малыш начинает четко слышать голоса и различные звуки. На резкие звуки он может реагировать вздрагиванием, мимикой, изменением дыхания и плачем, а мамин голос способствует его успокоению.

Вкус

Вкусы малыш начинает ощущать с самого рождения, и в особенности ему нравится сладкое. Грудное молочко для него — это самое лучшее лакомство, которое он кушает с наслаждением. А вот горечь, соленость и кислость способны вызвать возмущение у крохи. И он может даже отказаться от любимого молочка, если мама покушает чеснок, лук и другие пряности.

Обоняние

У малыша имеется врожденное чувство обоняния, благодаря которому он запросто находит мамину грудь, чтобы попить молочка. На резкие запахи реакция его одинакова — он морщится, жмурится, может чихнуть или даже заплакать. Со временем кроха научится связывать различные запахи с конкретными действиями.

Осязание

Самое первое ощущение, которое появляется у новорожденного ребенка — это осязание в области у рта. Именно поэтому все игрушки дети сначала предпочитает пробовать на вкус, определяя таким способом их форму, характер поверхности и твердость.

Для малыша очень важны прикосновения мамы.

Перед появлением на свет малыш долгое время находился в теплом убежище, где ему было спокойно под равномерный стук маминого сердца. На протяжении нескольких месяцев ничего в его окружении все было стабильно.
Сразу после рождения он оказывается в совершенно иных условиях: резко меняется температура окружающей среды с 37 градусов до комнатной температуры, ребенок начинает чувствовать вес собственного тела, слышать резкие звуки, видеть свет, самостоятельно дышать. Новорожденному приходится нелегко принять эти изменения, и он засыпает на несколько часов, адаптируясь во сне к новым условиям. После рождения ребенку жизненно необходим телесный контакт с мамой, только она сможет придать ему уверенности в том, что все хорошо и что новый мир безопасен. Мама успокаивает своим запахом, привычным сердечным ритмом, звуком голоса и теплом.

Теперь поговорим о том, что чувствует новорожденный, как органы чувств реагируют на воздействия и как они развиваются в первый месяц.

Зрение новорожденных.

В первое время после рождения ребенок способен видеть на расстоянии 20-30 сантиметров. Природа ограничила круг обзора для того, чтобы малыш не испытывал стресса, и видел только самое необходимое для выживания – лицо мамы. Первые дни ребенок не может фиксировать взгляд и быстро переводит глаза с одного места на другое. К концу первого месяца малыш уже начинает различать цвета и учится фокусировать зрение, на втором месяце малыш уже видит на расстоянии до 50 см и задерживать взгляд на 20-25 секунд.

Слух.

Сразу после рождения малыш способен различать звуки, особенно громкие и резкие – он поворачивает на эти звуки головку. Но полностью слуховой аппарат разовьется только к году. Лучше всего ребенок воспринимает и выделяет звук голоса матери. Новорожденным и даже малышам постарше больше нравятся высокие звуки, чем басы. Лучшие звуки – это голоса его родных и близких. Источник звука ребенок учится определять только к началу второго месяца.

Обоняние.

Ребенок способен различать запахи, и он безошибочно узнает мать именно по тому, как пахнет ее кожа и материнское молоко. К 2-3 месяцам ребенок уже сформирует отношение к запахами, и будет показывать, что какие-то запахи ему приятны, а какие-то – нет.

Осязание.

Так как слух и зрение после рождения еще не до конца сформированы, то полную картину мира малыш формирует благодаря осязанию. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться, испытывать новые ощущения, обогащать свой опыт. Для ребенка очень важны прикосновения мамы, поэтому надо как можно чаще гладить и трогать его. Благодаря тактильному восприятию ребенок может чувствовать температуру (тепло и холод) и боль. После рождения осязание сильнее всего развито на губах и языке, и только позднее он начинает исследовать мир пальчиками. Все мы знаем, как любят малыши что-нибудь взять в рот, в том числе одежду или пеленку. должны быть мягкими и натуральными, чтобы не вызывать дискомфорта при соприкосновении.

Вкус.

Ребенок очень хорошо чувствует вкус при помощи вкусовых рецепторов, он различает сладкое и соленое, воспринимает изменение вкуса материнского молока. Отмечено, что если мама во время беременности ела пищу с ярким вкусом, например, с чесноком, то эту же пищу можно есть и при грудном вскармливании – малышу будет нравиться привычный вкус.

Особенности чувств малышей после рождения в первый месяц.


Малыши хорошо слышат и чувствуют прикосновения.

Малыши быстро адаптируются, но в первое время ваш ребенок чувствует примерно так:

  • видит свет и тень, расплывчатые очертания предметов на расстоянии 20-30 см,
  • слышит, но не осознает значения звуков. реагирует на громкий резкий звук,
  • воспринимает мамин голос как успокаивающий,
  • развитое обоняние, отличает запах мамы,
  • отличает вкус сладкого, соленого, горького,
  • тактильные ощущения развиты неравномерно, не любит холодное и твердое, нравится теплое и мягкое,
  • плохая терморегуляция, ребенок чувствителен к перегреву,
  • мышцы недоразвиты и плохо управляемы,

Самое главное, что все органы чувств у новорожденного настроены таким образом. чтобы он мог обеспечить себе быстрое развитие и рост. Малыш вполне способен сообщить миру о том, что ему нравится, а что – нет, он отличает полезное воздействие от плохого и сообщает об это взрослым громким криком. Органы чувств настроены так, чтобы воспринимать и анализировать только необходимую информацию, а все лишнее отсекается, давая пространство для развития.

Полина Рычалова психолог

Это мое тело

Наша психика формируется на основе изначального телесного опыта, так что первые впечатления о себе и мире ребенок получает уже с рождения. Условно хорошим стартом будут условия, в которых мама (или тот взрослый, который ее заменяет) способна быть достаточно внимательной к ребенку и его сигналам, хорошо распознавать его потребности и отвечать на них. А они в первые месяцы жизни довольно простые — малыш голодный, хочет спать, хочет на ручки, чувствует дискомфорт от грязного подгузника.

Эти телесные состояния возникают постоянно, беспокоят его — а мама откликается, отвечает, реагирует.

Реагирует именно на потребности ребенка, а не на свои собственные представления о том, как быть «правильной» мамой, на свои тревогу, стыд или вину. Конечно, такие переживания возникают, но важна способность мамы с ними справиться, психологически перерабатывать возникающие сильные чувства.

Как себя вести

Не волноваться, что не все получается сразу, понять, что вы не сразу сможете научиться понимать ребенка — но этим вы не наносите ему травму. Система «мама-ребенок» формируется в процессе, мгновенно такому научиться невозможно. Постепенно все получится! И не забывайте о своих потребностях тоже.

Что я чувствую

Ребенок растет, учится понимать свою отдельность от мамы, его мир становится все больше, а знания о себе — все шире. Наступает «кризисный» возраст, когда у малыша уже есть свои, отдельные, потребности, но в силу возраста он еще никак не может их донести до родителей в понятной форме. И помните: ребенок у вас скорее всего не «сложный», не капризный, и вы не плохо его воспитываете. Задача мамы в этот период — пробовать понять, что происходит, и говорить об этом с ребенком. Называйте вещи, которые с ним происходят, обозначайте чувства ребенка («Ты хочешь машинку, злишься, что у тебя ее нет».). Это не только констатация поведения и гипотеза об эмоциях, которые испытывает ребенок, но еще и попытка понять его потребность — что именно стоит за визгом и капризами?

Далеко не всегда, если малыш кричит, он чего-то требует или делает это из вредности.

Может, он устал, не выспался, проголодался, вокруг слишком много впечатлений, что-то болит. Помощь мамы — не только в том, чтобы назвать происходящее, но и отнестись к этому спокойно и с принятием. Своим поведением и словами мама подает сигнал: то, что с тобой происходит, — нормально, всем иногда бывает тяжело. Такое принятие помогает ребенку постепенно разобраться в своих телесных реакциях и проявлениях, эмоциональных переживаниях. Он еще не способен различить оттенки голода, усталости или телесных проявлений тревоги, поэтому мамина помощь важна.

Как себя вести

Много разговаривать с малышом, комментируя свои и его действия. Не бояться капризов и истерик, помогать ребенку понять, что с ним в это время происходит, помогать успокоиться.

«Совсем не больно»

Ребенок разбил коленку — и нужно преодолеть сопротивление, чтобы обработать рану, или вы пришли на плановую прививку и с ужасом ожидаете истерики. Стоит избегать слов «не страшно» и «не больно», или что врач «ничего не будет делать, только посмотрит». Вы же не знаете, насколько больно ребенку на самом деле. Часто такое утешение связано с желанием родителей помочь себе и ребенку побыстрее пройти через неприятный процесс, не разводить длинных разговоров, не мешать другим людям, не вступать в конфронтацию с врачами. Но вот что происходит в этот момент: ребенку страшно, и он, конечно, доверяет маме, которая говорит, что это не больно. Он искренне настраивается на то, что это действительно не больно, а получается больно. Или мама не верит, говорит: «Да это пустяки, сейчас пройдет». Фактически в голове в этот момент происходит путаница: получается, малыш не может доверять своим переживаниям и ощущениям, все это происходит именно с ним, но другие люди уверяет его, что все совсем не так.

Результат — доверие исчезает, и вернуть его может быть очень непросто.

Понятно, что уговорить маленького ребенка на прививку или анализ крови из пальца может быть и долго, и довольно мучительно. «Договориться» в полном смысле слова с маленьким ребенком нельзя — хотя у многих родителей есть фантазия о том, что это возможно. Нет, однократно сказанным «больно не будет» вы не подорвете его доверие, но все-таки превращать ситуацию «я лучше, чем ты, разбираюсь в том, что с тобой происходит» в систему не нужно.

Как себя вести

Доверять ощущениям ребенка. Вы можете попросить рассказать, чего именно он боится, предложить способы унять боль. И обещать, что будете рядом и пожалеете.

«Ты же можешь»

Иногда родителям кажется, что возможности ребенка больше, чем на самом деле. Из лучших побуждений мы призываем его залезть повыше, заплыть поглубже, справиться со страхом — и прыгнуть. Даже если мы уверены, что потом ребенок будет доволен результатом и своей смелостью, не стоит заставлять делать то, что пока не по силам. Искусство воспитания — это баланс между созданием безопасного принимающего пространства и опыта фрустрации, невозможности получить что-то.

Любой новый опыт может переживаться по‑разному — важно, какие выводы родитель помогает ребенку сделать.

Если вы не обращаете внимания на его состояние, требуете быть «быстрее-выше-сильнее», а неудачи сопровождаете разочарованными комментариями — это точно неполезно. По сути, в этот момент закладываются неприятные для будущей жизни вещи — неуверенность в себе, непонимание собственных возможностей, недоверие своим реальным силам, трудности в предъявлении себя и много ненависти к своим слабостям. Выросший ребенок рискует отрицать себя — настоящего, продолжать настаивать на иной картине реальности — той, которая нравится маме или папе.

Как себя вести

Разумеется, можно и нужно побуждать ребенка пробовать новое, пытаться справиться со страхом. Но важно обсуждать это: «Ты попробовал — и как это было? Что теперь думаешь? Ты рад или тебе все-таки не очень понравилось?» И если не получилось — подтвердить, что это совершенно нормально, помочь конструктивно переработать опыт — чтобы не возникало ужаса перед новыми, возможно, неудачными попытками.

Что делать с агрессией

Пока ребенок маленький и не умеет справляться с сильными чувствами, он может, например, обижаться на маму, обзываться, даже пытаться ударить. Некоторые мамы от такого поведения буквально впадают в шок, забывая, что малыш пока по‑другому не может. Но, по мере того как ребенок растет, он находит с помощью родителей новые способы снять напряжение, справиться с сильными переживаниями. Наша задача — учить распознавать эти чувства и выражать, подсказывать способы — потопать ногами, смять журнал, побить подушку.

По сути, мы учим постепенно двигаться к самому цивилизованному способу — говорить словами.

Хуже, если мама всерьез ужасается, плачет — ребенка это просто пугает, он видит, как от его слов или действий мама «разрушается», это может перерасти в аутоагрессию. Важно, что мама не только учит, но и делает это сама: наблюдая, как принято справляться с эмоциями в семье, ребенку гораздо проще это перенять и усвоить.

Как себя вести

Позволить ребенку иногда злиться, быть недовольным, обидевшимся или расстроенным — это его право. Побуждайте его обсуждать свое состояние, развивать запас слов для обозначения чувств и эмоций, вместе искать варианты действий и компромиссы. И сами ведите себя так же, а не уходите в молчание или обиды.

Опека или свобода

Донести свое мнение до подростка уже гораздо сложнее. А поводов для волнения много: неужели он не чувствует, что на улице холод, и зачем идет без куртки? Почему ест фастфуд или целый день ходит голодным, хотя можно уже догадаться, что от этого портятся желудок и кожа? Зачем хамит — ясно же, что мы сейчас поссоримся? Но все же дайте ему возможность самому разобраться, получить опыт и сделать выводы. Самое главное — пройти этот период с минимальными потерями для отношений. Не утверждайте, а предполагайте, на этом проще строить взаимодействие: «Может, ты голоден?»

Высказывайте свою позицию («Я считаю, что лучше сделать так…»), но одновременно помните о том, что перед вами почти взрослый человек.

Действовать без оговорок важно, если есть реальные опасения за его здоровье: например, депрессия, пищевые расстройства, наркотики — сферы, где нужна немедленная родительская реакция. Будьте внимательны к тому, что происходит с ребенком, фиксируйте резкие изменения, прислушивайтесь, вызывает ли у вас это тревогу.

Как себя вести

Постепенно давать все больше самостоятельности. Ограждая ребенка от любых последствий его поступков, мы ограждаем его от жизни, от возможности получать собственный опыт, делать выводы, адаптироваться к реальности. Но наша цель — научить ребенка обходиться без нас, так что придется дать ему возможность набивать собственные шишки.

Многие женщины вынашивают плод, не подозревая, что чувствует ребенок в утробе матери . Но его эмоции начинают свое развитие рано. С помощью современных исследований ученые узнали удивительные вещи о маленьком ребенке, который еще не родился.

Как влияет состояние матери на ребенка

Как только началось развитие малыша в утробе, каждое слово оказывает влияние на него. Женщине рекомендуется особенно следить за своим физическим и психологическим состоянием в первый и третий триместры, так как они являются достаточно сложными.

С 3-го месяца малыш начинает ощущать прикосновения, слышать звуки, чувствовать эмоции. Если будущая мать спокойная, тогда он успокаивается, но от агрессивной речи он становится беспокойным. Если часто повторять какие-то фразы, кроха в животе у мамы способен их запомнить.

Что чувствует ребенок

Ребенок в животе у мамы ощущает чувства из-за гормонов, которые появляются в материнском организме. Если женщина испугалась или расстроилась, вырабатываются гормоны стресса. Они доходят к малышу через кровоток, поэтому он начинает ощущать те же чувства. Если будущая мать находится в спокойном счастливом состоянии, тогда в крови появляются эндорфины, гормоны счастья. В результате малыш также их получает, от этого он радуется. Такие процессы наблюдаются еще вначале беременности.

Во втором триместре происходит развитие слуха, вкусовых рецепторов, открываются глаза. Но что чувствует ребенок в утробе матери:

  1. Врачи заметили, что во время малыш кривится от горьковатого вкуса околоплодных вод, но он охотно их поглощает, если у них чувствует сладость. Когда беременная женщина употребляет пищу, околоплодные воды впитывают вкус еды. Если женщина ела сладости, тогда и они становятся сладкими.
  2. До 17 недели кроха уже имеет острый слух. Ему доходят звуки из окружающей среды. Это может быть голос, музыкальные композиции. В таком маленьком возрасте ребенок запоминает частые звуки, поэтому после рождения, когда снова их услышит, он успокаивается. Исследования доказали, что классическая музыка положительно влияет на кроху, она его усыпляет. Родителям рекомендуется говорить с малышом в утробе, чтобы он узнал знакомые голоса после рождения. Они его также будут успокаивать.
  3. Малыш во втором триместре чувствует, когда кто-то прикасается к животу. Особенно это заметно на поздних сроках. Когда мать гладит живот, она способна почувствовать ребенка. Он может сделать ответный толчок, начать выгибаться.
  4. Можно только представлять, что чувствует ребенок в утробе матери. Ведь его ощущения разные. Было доказано, что он начинает видеть сновидения. Когда человек спит, и ему что-то снится, его глазные яблоки двигаются. Именно такое явление можно увидеть у малыша на 22 неделе беременности.
  5. Ребенок чувствует все переживания женщины. А они особенно часто появляются перед родами. Нередко будущая мать боится перед рождением ребенка, этот страх ощущает и малыш. По этой причине врачи советуют женщине постараться успокоиться, общаться с крохой в период схваток, чтобы он убедился, что ничего плохого не происходит. От этого ребенок родится намного спокойнее.

Как реагирует ребенок

Между женщиной и ее ребенком существует огромная связь. Малыш реагирует на изменения в настроении матери. Если случилась неприятность, он также будет переживать по этому поводу. По этой причине в период вынашивания плода не нужно переживать по пустякам. Ведь ребенок плачет только с мамой, поэтому стоит избегать слез.

Если у матери прекрасное настроение, она ощущает радость, тогда и крохе становится хорошо. Несмотря на то, что ребенок еще находится в утробе матери, он умеет улыбаться и веселиться.

Но не только радость и счастье ощущает малыш. Он реагирует и на стрессовые ситуации, печаль. Если мать находится в депрессивном состоянии, у нее ухудшается настроение, а в кровь поступает гормон кортизола, который дойдет и к плоду. В такой ситуации мало кто подозревает, что чувствует ребенок в утробе матери. Но его настроение также ухудшается, отчего он способен ощущать грусть и даже начать плакать. Это было доказано учеными.

Что хорошо, а что плохо для плода

Малыш ощущает все:
  1. заботу;
  2. радость;
  3. любовь;
  4. гнев;
  5. плач матери.
Одни эмоции беременной женщины хорошо влияют на плод, а другие – плохо. В первую очередь стоит запомнить, что все чувства матери передаются ее ребенку. Злость, крик плохо влияют на кроху, а радость и нежность доставляют ему удовольствие.

Специалисты рекомендуют следить за звуками, разговорами и даже мыслями. Будет полезно читать вслух сказки, смотреть положительные фильмы. Стоит отказаться от триллеров, мелодрам, боевиков, ужасов, так как они вызывают бурные эмоции. Лучше не слушать тяжелую музыку.

Каждой женщине стоит задуматься, что чувствует ребенок в утробе матери . Ей необходимо научиться контролировать свои чувства и эмоции, чтобы вырос ребенок, наполненный счастьем и радостью. Свое маленькое сокровище необходимо оберегать от негатива и злости.

Новорожденные детки воспринимают окружающий мир совершенно иначе, чем все остальные люди.Каждый желает знать, что же видит, слышит и ощущает младенец , появляясь на свет. Давайте попробуем разобраться.

Ученые доказали, что малыши сразу же после рождения не только слышат и видят, но и обладают обонянием и осязанием.

видит с первой минуты рождения. Однако его зрение в несколько раз хуже, чем у любого взрослого человека.Ребенок видит все окружающее неотчетливо.Его глаза способны различать форму предметов, которые расположены от него на расстоянии 25-30 сантиметров.Что самое интересное, это расстояние соответствует средней удаленности лица мамы , которая держит ребенка.

Начиная с пятого дня жизни, малыши начинают рассматривать намного дольше и внимательнее рассматривать объектыи фигуры, при этом самыми интересными для них являются предметы , которые двигаются и являются объемными.

Некоторые мамы беспокоятся, заметив, что глаза малыша немного косят. Это обусловлено тем, что глазные мышцы новорожденных еще плохо развиты, чтобы направлять движение глаз. Со временем это мнимое косоглазие проходит.

Ученые выяснили, что младенцы до четырех месяцев способны различать только синий, красный, зеленый и желтый цвета.Помимо этого, движения глаз грудничков аналогичны движениям , которые совершаются взрослым человеком.

Слух.

У младенца слух развит сильнее, чем зрение. Это вполне нормально, так как детки начинают слышать, еще находясь в утробе матери.

Как ни странно, но малыши способны не только слышать различные звуки , но и распознавать их по высоте.

Особое внимание привлекают звуки человеческой речи , поскольку она уже звучала до рождения ребенка.Голос мамы младенец узнает с первой секунды жизни, именно поэтому чувствует безопасность.

Специалисты утверждают, что малышам больше нравится осмысленная речь, чем набор слогов.А если ребенку дать послушать запись его голоса, то он мгновенно успокаивается , даже если до этого долго и безудержно плакал.

Вкус и обоняние.

Новорожденный карапуз способен распознать сладкое, горькое, соленое и кислое.Если дать малышу капельку сладкой воды, он выявит желание попробовать это еще раз, а если капнуть на губы лимонным соком, то ребенок скривится и может даже заплакать .

С давних времен известно, что малыши с рождения имеют хорошо развитые вкусовые ощущения . Именно поэтому мамочки могли улучшить вкус грудного молока , употребляя укроп, анис или тмин.

Также новорожденные реагируют и на запахи .Неприятные ароматы могут вызвать у малыша приступы истерики и длительного плача.

Осязание.

Младенцы довольно обостренно реагируют на то, какк нему прикасаются . Одни движения действуют на него успокаивающе, другие же, наоборот, его раздражают.

Еще находясь в животике у мамы, малыш развивал свою тактильную чувствительность : он засовывал палец в рот, мог схватиться за пуповину.Первые реальные прикосновения малыш получает при рождении .При появлении на свет все его тактильные ощущения начинают «пробуждаться».Кожа младенца очень восприимчива, она откликается на любое движение, изменение температуры. Нежные прикосновения , ношение на руках благотворно влияют на развитие малыша.Специалисты выяснили, что дети , которые постоянно пребывали на руках у родителей ,обладают высоким интеллектом и намного быстрее растут. Как оказалось, приятные прикосновения приводятк выработке гормонов, воздействующих на рост и развитие умственной деятельности ребенка.

Платья