Конспект урока на тему "диагностика на выявление уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста". Исследование развития экологических представлений дошкольников Диагностика уровня развития экологического мыш

Критерии сформированности экологических знаний детей;

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологичских знаний детей;

Оценки результатов деятельности;

Инструкция к проведению;

Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей дошкольного возраста;

Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика

экологических знаний детей дошкольного возраста

Группа «Радость».

Критерии сформированности экологических знаний:

Знания о неживой природе;

Уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;

Знания о временах года;

Уровень отношения к миру природы;

Знания о мире животных.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников :

(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).

Задание 1

Цель : определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование : иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».

Инструкция к проведению : Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?

Где спряталась вода?

- Кто не может жить без воды?

Где живёт вода?

Кому нужна вода?

Что такое кислый дождь?

Высокий уровень.

(ребёнок без труда отвечает на вопросы).

- Правильно называет отличительные признаки неживой природы:

Самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:

Отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.

Средний уровень .

- Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;

Называет отличительные признаки неживой природы;

Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.

Уровень ниже среднего .

- Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;

Не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;

Затрудняется при ответе на вопросы.

Задание 2

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.

Оборудование : конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».

Инструкция к проведению .

Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень .

- Ребёнок без труда отвечает по картинкам;

Правильно называет правила поведения в окружающей природе;

Анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.

Средний уровень .

Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;

Отвечает на дополнительные вопросы;

Не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.

Низкий уровень .

Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;

Затрудняется при ответе на вопросы;

Не может анализировать поступки людей к природе.

Задание 3

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень знания времён года.

Оборудование . Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.

Инструкция к проведению

Педагог.

- Какое время года тебе нравится больше и почему?

Назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;

С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Вопросы для детей подготовительной группы:

Назови времена года;

Назови три месяца осени;

Назови месяца весны и т.д.

Оценка результатов деятельности .

Высокий уровень.

- перечисляет их в нужной последовательности;

- знает характерные признаки каждого времени года;

Проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;

По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;

Средний уровень .

- Ребёнок правильно называет времена года;

- иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;

В, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;

Выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего.

- Ребёнок не всегда правильно называет времена года;

Затрудняется назвать их в нужной последовательности;

Не знает характерных признаков разных времён года;

На вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;

Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень отношения к миру природы.

Инструкция к проведению .

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);

Если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

Что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;

Как мы можем помочь зимующим птицам?;

Какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Оценка результатов деятельности .

Высокий уровень .

- Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;

Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

Понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

Без труда выражает своё отношение к проблеме.

Средний уровень.

- Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;

В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

Может выразить своё отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего.

- Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;

Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

Затрудняется выразить своё отношение к проблеме.

Задание 5

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование . Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам :

- как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нём?

Твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Уровень ниже среднего .

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

Высокий уровень .

(13- 15 баллов )

Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

Средний уровень .

(8 – 12баллов)

Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные

характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

Уровень ниже среднего .

(5 – 7 баллов)

Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Цель:

  • Расширить представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).
  • Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
  • Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
  • Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.

Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2009 – 2010 учебный год.

  • Высокий уровень (от 2,4 до 3) – 17 детей;
  • Средний уровень (от 1,3 – до 2,3) – 6 детей;
  • Низкий уровень -0.

(6*2 + 17*3)/23= 2,7 (высокий).

Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей старшего дошкольного возраста .

2010 – 2011 учебный год.

Результаты : (старшая группа)

  • Низкий -0;
  • Средний (от 1,3 до 2,3)-1;
  • Высокий (от 2,4 до 3)-25.

(1,2* +25*3)\26=3 (высокий).

Результаты: (подготовит.гр.).

  • Низкий – 0;
  • Средний(от 1,3 до 2,3)-0;
  • Высокий (от 2,4 до 3)-26.

(26*3)/26=3 (высокий)

Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей подготовительной группы «Радость».

Конец 2010 года. Высокий уровень – 26 детей.

Цель диагностики :

Выявить уровень сформированности у детей экологических знаний.

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.

Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей средней и старшей группы «Радость».

Конец 2010 года.

Высокий уровень -25 детей.

Средний уровень -1.

Учитывая показатели уровня овладения экологическими знаниями детей, можно допустить положительную динамику сформированности у детей экологических умений и навыков.

Однако, результаты критериев развития (живой и неживой природы, времени года) остаются ниже других составляющих критериев экологической деятельности.

Соответственно:

  • Для развития у детей экологической деятельности обогатить группу материалами: дополнить мини – лабораторию, исследовательский центр.
  • Использовать в речи словесно – дидактические игры.
  • Применять в работе инновационные методы и приёмы как: проектная деятельность, музейная педагогика, интегрированные методы обучения.

Диагностика детской экологической деятельности в средней и старшей группе «Радость».

Конец 2010 год .

р Конец 2010 г. Ррррр ррррр

Конец 2011 г.

рррррррррррр

В Высокий уровень

Нн Средний уровень Диагностику провела:

Воспитатель группы «Радость»

Нуреева Фаниса Мирхабипзяновна.


Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень».

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

1. Какие приметы осени тебе известны?

2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?

3. Почему осенью становиться меньше насекомых?

4. Как животные готовятся к зиме?

5. Куда улетают птицы осенью?

6. Что происходит с растениями осенью?

Критерии оценки:

говорящего – 3 балла.

Задание «Зима».

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

1. Какая погода зимой?

2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.

3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?

4. Почему стало меньше птиц?

5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?

6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Весна».

Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

1. Какие приметы весны тебе известны?

2. Как изменяется погода весной?

3. Почему стали возвращаться птицы?

4. Какие изменения происходят с растениями весной?

5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?

6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Лето».

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?

2. По каким приметам ты узнал, что это лето?

3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?

4. Что делают животные летом?

5. Чем занимаются птицы?

6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Живая природа.

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?

2. Чем дерево отличается от кустарника?

3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?

6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.

7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.

8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?

9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?

10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Задание «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?

2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?

3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?

5. Какие животные живут в почве?

6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.

7. Относятся ли животные к живым организмам?

8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.

9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».

10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Диагностика по экологическому воспитанию детей подготовительная группа.

Характерные особенности времён года

Задание: «Лето».

Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных.

Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.

1. Какое время года показано на картинке?

2. Какие приметы лета тебе известны?

3. Какая погода летом?

4. Как изменяется жизнь животных летом?

5. Что происходит с растениями летом?

6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?

7. Что ты любишь делать летом?

8. Назови летние месяца.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Задание: «Осень».

Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.

Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.

1. Назови приметы осени.

2. Почему осень называют «золотой порой»?

3. Что происходит с растениями осенью?

4. Что собирают с полей, огородов?

5. Почему осенью становится меньше насекомых?

6. Куда улетают птицы?

7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?

8. Назови осенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

Задание: «Зима».

Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни животных.

Материал: картинки - медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.

1. Как ты узнаешь, что наступила зима?

2.Что происходит с природой зимой?

3. Почему уснул медведь?

4. Почему на деревьях зимой нет листьев?

5. Куда зимой пропали насекомые?

6.Почему стало меньше птиц?

7. Какие праздники мы отмечаем зимой?

8. Чем ты любишь заниматься зимой на улице?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

Задание: «Весна».

Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.

Материал: картины весенней природы, животных, растений.

1. Как изменяется природа весной?

2. Что происходит с растениями весной?

3. Почему возвращаются птицы?

4. Как изменяется погода весной?

5. Что весной делают животные?

6. Чем занимается человек весной на своём участке?

7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?

8. Назови весенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

Живая природа.

Задание: «Растительный мир».

Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.

1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным условиям жизни?

5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?

6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.

7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?

8. Назови органы растения и их функции.

9. Назови стадии развития и роста растения.

10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.

11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12. Для чего растениям нужна вода?

13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?

14.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?

Инструкция к проведению.

Критерии оценки:

воспитателя – 2 балла.

картинке требуемое – 1 балл.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Задание: «Животный мир».

Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.

Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка). 1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?

2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?

3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?

4 .Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?

5. Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?

6 . Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?

7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?

8. Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?

9. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.

11.Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?

12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?

13. Сравни живую рыбку с игрушечной.

14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?

Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,

понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов

воспитателя – 2 балла.

3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на

картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень - 40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования. Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников,

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников старшей группы.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

  • 1 определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
  • 2 подобрать диагностический материал и оборудование;
  • 3 провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • -во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • -во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. (34)

Критерии сформированности экологических знаний:

  • 1)знания о мире животных;
  • 2)знания о растительном мире;
  • 3)знания о неживой природе;
  • 4)знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников (34)

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование . Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

  • -Как называется животное (птица, насекомое)?
  • -Что ты можешь рассказать о нем?
  • -Твое отношение к ним.

  • *Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
  • *Соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • *Знает характерные признаки.
  • *Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

  • *Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • *В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • *Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
  • *На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
  • *Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

  • *Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • *Не всегда аргументирует свой выбор.
  • *Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • *Затрудняется назвать характерные признаки.
  • *На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
  • *Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

  • -Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  • -Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  • -Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
  • -Для чего людям нужны комнатные растения?
  • -Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

  • а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
  • б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
  • в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
  • г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

  • *Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • *Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

  • *Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
  • *В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
  • *Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • *Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
  • *Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
  • *Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

  • *Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • *Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
  • *Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
  • *Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
  • *В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование . Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

  • -Какие свойства песка ты знаешь?
  • -Где и для чего человек использует песок?
  • -Какие свойства камней ты знаешь?
  • -Где и для чего человек использует камни?
  • -Какие свойства воды ты знаешь?
  • -Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

  • *Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
  • *Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • *Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
  • *При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

  • *Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
  • *Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • *После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

  • *Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
  • *Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • *Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование . Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

  • -Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
  • -Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
  • -С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
  • -На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

  • *Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
  • *Знает характерные признаки каждого времени года.
  • *Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"
  • *По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
  • *Комментирует свой рисунок.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

  • *Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
  • *В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
  • *На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
  • *В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
  • *Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

  • *Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
  • *Не знает характерных признаков разных времен года.
  • *Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.
  • *В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
  • *Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

  • -Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"
  • -Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
  • -Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
  • -Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

  • *Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
  • *Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
  • *Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
  • *Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

  • *Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
  • *В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
  • *Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
  • *Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

  • *Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
  • *Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
  • *Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
  • *Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1 рис.1.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение

Средняя оценка

Общий уровень

животных

о растительном

о неживой

о временах

Результаты диагностики:

Дошкольники в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы - соответственно 10,0.

(Методика Т. А. Серебряковой)

1) Знания о мире животных.

2) Знания о растительном мире.

3) Знания о неживой природе.

4) Знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. На слайде иллюстрация хозяйственного двора, леса и пейзажа жарких стран и фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. На втором слайде изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьем слайде изображены небо и луг. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает на первом слайде из всех фигурок мышкой выбрать животных и разместить их на слайде с учетом места их проживания.

Педагог предлагает на втором слайде из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их мышкой на слайде по своему усмотрению.

Педагог предлагает на третьем слайде из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на слайде.

Если на слайде остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на слайдах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему указать курсором на слайде два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

– Как называется животное (птица, насекомое)?

– Что ты можешь рассказать о нем?

– Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

Соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки.

Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.



В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

Затрудняется назвать характерные признаки.

На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

– Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

– Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

– Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

– Для чего людям нужны комнатные растения?

– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста

Ганжурова Алеся Владимировна, педагог-психолог МАДОУ "Детский сад №86".
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал о диагностике экологической воспитанности дошкольников. Диагностический инструментарий описанный в данной статье, может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Материал может быть интересен педагогам дошкольных учреждений.

В настоящее время в России широкое распространение получило диагностирование детей дошкольного возраста. Однако диагностика экологической воспитанности еще недостаточно разработана. Это обусловлено рядом проблем, например: необъективностью данных, полученных в ходе диагностики; нежелании ребенка принимать участие в диагностировании.
Как отмечают Р.С. Немов и В.В. Юрчук: «Диагностика – это совокупность знаний и методов, определяющая уровень развития человека (ребенка), его реальное в формировании его физических, психических и личностных новообразований» .
Диагностировать в экологическом образовании можно: усвоение дошкольниками знаний (без жесткой классификации – знать 5-6 растений и ни одним меньше); изменение поведения по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков; приобретение и самостоятельную реализацию элементарных навыков природопользования; желание участвовать в посильной практической деятельности; эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей и объектам природы; способность видеть красоту окружающего мира; образное восприятие природы .
Главный вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа: допустимо ли уже в таком раннем возрасте делить детей по уровню экологической воспитанности? Ведь дети такие разные. Если ребенок, который раньше давил жуков и червяков, перестает это делать и старается наблюдать за ними, то для него это уже высокий уровень, хотя ребенок, может быть, и не назовет по требованию взрослого пять растений. Для другого ребенка, воспитанного на семейных традициях уважения к окружающему миру, высокий уровень должен быть другим.
За прошедшие несколько лет в области диагностики экологической воспитанности детей, накопились проблемы, которые активно обсуждаются как в психологическом, так и в педагогическом сообществе .
Проблема первая «Работа на перспективу».
Практически все авторы программ в этой области сходятся во мнении, что традиционные подходы к диагностированию здесь неприемлемы, хотя именно такой подход зачастую требуется от дошкольных учреждений, особенно работающих в экспериментальном режиме.
Сложность решения проблемы заключается в том, что экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определить поступки человека, его отношения с окружающей средой в течение всей жизни.
Проблема вторая «Необъективность данных».
Необъективность данных зачастую усугубляет условия, в которых диагностируется ребенок. Особенно осторожно следует относиться к разовым опросам, которые проводит незнакомый для них человек. Часто раскованные в обычной обстановке, хорошо развитые дети становятся робкими и молчаливыми, когда их с целью диагностирования вызывают по одному в методический кабинет для разговора с незнакомой «строгой» тетей.
Проблема третья «А я не хочу».
В начальной школе дети понимают, что диагностика это оценка их учебы, своеобразная контрольная работа, которую они стремятся хорошо выполнить.
У дошкольника такой мотивации нет, и он искренне не понимает, почему именно в тот момент, когда он собрался играть, его отвлекают, вынуждают отвечать на малозначительные для него вопросы.
Проблема четвертая «Слово и дело».
Как известно в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходиться с его поступками. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в этой или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. И только регулярные наблюдения воспитателя за ребенком позволяют заметить изменения в его поведении.
Рассматривая проблему экологической воспитанности детей дошкольного возраста, Н.А.Рыжова и ее коллеги разработали и апробировали ряд диагностических приемов, при этом выделив два направления диагностики – количественную и качественную. Количественная диагностика позволяет, прежде всего, оценивать знания ребенка. Цель качественной диагностики - отметить изменения в поведении ребенка и мотивацию его поступков, развитие эмоциональной сферы, активизации познавательных процессов .
Приведенные выше виды диагностики могут сочетаться с другими ее формами: играми; сочинением сказок; рассказами с ошибками; заданиями сказочных персонажей и т.п. При проведении любого вида диагностики педагог должен соблюдать следующие принципы:
1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
2. Изучение детей в деятельности и отношениях;
3. Изучение диагностирования не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в определении его проблемы;
4. Оценка развития с учетом данных истории жизни ребенка в ее конкретных условиях и обстоятельствах, открытость сделанного заключения для развития корректировки .
Список использованной литературы
1. Дерябо, С.Д.Экологическая педагогика и психология [Текст] /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996
2. Иванова, Г.Н.Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] /Г.Н.Иванова, В.К. Курашова. Из опыта работы. // Дошкольное воспитание. 2004 №7. С.3-67.
3. Рыжова, Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников [Текст]: Новые подходы /Н.А.Рыжова // Управление ДОУ. 2007 №3. С.7-12.
4. Савельева, Н. В.Настольная книга педагога-психолога [Текст] /Н.В. Савельева.-Ростов-на-Дону: «Феникс»,- 2005. -236с.
5. Юдина, Е. С. Проблема диагностики в дошкольном образовании [Текст] // Е.С. Юдина. -2006 -№5. С.8-54.
Красота и здоровье