Способы знакомства детей с красным цветом. Ознакомление дошкольников с цветом

Конспект интегрированного занятия «Малыши спешат на помощь» в младшей группе.

Занятие «Малыши спешат на помощь»

Цель: Закрепить знания детей желтого и красного цвета. Познакомить с оранжевым цветом.. Создать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным. Учить классифицировать предметы по цвету Воспитывать интерес к ярким, красивым предметам.

Ход : Раздается стук в дверь.

Воспитатель : - Кто там? (оранжевый человечек) Здравствуйте.

Человечек : - Здравствуйте, ребята. Я веселый человечек.И живу я в оранжевом городе. В моем городе была метель, наш город стал белым. Мы с жителями нашего города хотим жить в ярком, оранжевом городе.

. Я прошу вас нам помощь. Нам нужны помощники, которые раскрасят город в оранжевый цвет.

Воспитатель : Ребята у человечков в оранжевом городе случилась беда. Нужно им помочь. Ребята, вы готовы отправиться на помощь к оранжевым человечкам ?

Дети : - Да.

Воспитатель : - Тогда в путь!

(по следам в группе двигаемся к городу)

Воспитатель Ребята, смотрите, город какой-то показался .

(подходим к столу, на котором постройка , выполненная из строительного материала - все детали красного цвета . Рядом расположены различные предметы красного цвета : фломастеры, карандаши, посуда, фрукты, игрушки, кубики).


Воспитатель : - Ребята, какой интересный город . Какого он цвета? А какого цвета человечки жители этого города? Какого цвета предметы расположены на столе? Назовите их…

Дети : - Красное яблоко, красный карандаш, красная кружка и тд…

Воспитатель :- Молодцы. Ребята, а нас на помощь человечек из этого города приглашал ?

Дети : - Нет, из оранжевого.

Воспитатель : - Ребята, а куда же нам идти теперь? Давайте пойдем по следам дальше.

Дети : да

Воспитатель : Но сначала немного отдохнем после дальней дороги.

Физминутка

Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали. Вытрем лоб.

(идем по следам к следующему городу)

(Видим город , выполненный из строительного материала - все детали желтого цвета . Рядом расположены различные предметы желтого цвета : фломастеры, карандаши, фрукты, игрушки и тд.).

(Появляется желтый человечек) .

человечек : - Здравствуйте, ребята!

Дети : - Здравствуйте.

человечек : - Я житель Желтого города . Мой любимый цвет - желтый . А у вас какой любимый цвет ?

Дети :- Зеленый, розовый…

человечек : - А желтый цвет кому-нибудь нравится?

Дети : - Да.

человечек : - Что бывает желтым?

Дети : - Лимон, солнце, цветы и т . д.

человечек : - Ребята, вспомните, каким цветом вы рисуете солнышко ?

Дети : - Желтым.

человечек : - Ребята,а куда вы направляетесь?

Дети : - В город оранжевых человечков.

Воспитатель : Ребята,давайте попрощаемся,нам нужно спешить на помощь дальше.

Дети : до свидания.

(по следам подходим к доске с нарисованным силуэтом города).(рядом предметы оранжевого цвета.) Дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель : Ребята,в город какого цвета мы пришли?

Дети : - Белого

Воспитатель : - А какого цвета эти предметы ?(линейка, апельсин, фломастер,карандаш и тд.)

Дети : - оранжевого.

Воспитатель : - Ребята, давайте раскрасим город человечкам в оранжевый цвет. Какая краска нам нужна?

Дети : Оранжевая.

Воспитатель : Ребята,а у нас с вами есть краска красная и желтая.

Давайте попробуем с вами смешать краску красную и желтую. Посмотрим,что у нас получится?

( Воспитатель смешивает краски,показывает детям )

Воспитатель : Ребята,какой цвет у нас получился?

Дети : Оранжевый.

Воспитатель : Молодцы! Цвет получился, оранжевый.

(Совместная работа детей, раскрашиваем по очереди город на листе бумаги кистью)


Воспитатель : Ну, вот и все, работа завершена, молодцы!

Воспитатель : Давайте узнаем у человечка, понравилось ли ему, как ребята украсили его город?

Воспитатель : Человечек,тебе понравилось,как ребята раскрасили твой город?

человечек : Да. Спасибо ребята вам за помощь. Мы с моими друзьями очень рады.

Воспитатель : Ребята, нам с вами пора прощаться, давайте скажем человечкам из оранжевого города, до свидания.

Воспитатель : До свидания.

Дети : До свидания.

Итог:

Какие города мы с вами сегодня видели?

В какой город, мы с вами спешили на помощь?

Какой краской мы рисовали?

Какую краску смешивали, чтоб получить оранжевую?

Материал: игрушки, фрукты,карандаши,оранжевого,желтого,красного цвета. Строительный материал желтого и красного цвета. .Бумажные человечки оранжевого,желтого,красного цвета. Краска желтого и красного цвета, кисть, лист бумаги, следы из бумаги.

Консультация для родителей детского сада

Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста.

Воспитатель МБДОУ детский сад №1 с. Селихово Конаковского района Тверской области. Толпегина Галина Алексеевна.
Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет невсегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, цвет – это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он будет узнавать морковку, потому что она красная, огурчик – потому что он зеленый.
Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как ребенок научиться, без труда узнавать, и различать эти цвета, а так же называть их можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства ребенка с цветом можно выделить следующие этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу.
3. Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвет по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называет основные цвета.
Обучение необходимо начать с возраста двух лет. Не стоит начинать рано – ребенок все равно ничего не поймет. Тем более что именно в возрасте двух лет ребенок уже различает цвета, просто не умеет их называть. Задача родителей – научить малыша называть цвета своими названиями и соотносить их между собой.
Во время прогулке обращайте внимание на травку, солнышко, листочки на деревьях, цветочки на клумбе, на цвет проезжающих машин. Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.
Рассматривая с ребенком иллюстрации книг, просите малыша называть цвет тех или иных предметов, изображенных на картинке. Во время рисования обращайте внимание не только на цвет фломастеров, но попросите малыша подобрать и колпачки.
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей раннего возраста помогают настольно – печатные, словесные игры, а так же игры, которые легко можно изготовить своими руками. С некоторыми из этих игр хочу познакомить Вас. Эти игры учат ребенка различать предметы по цвету.

Дидактическая игра «Петушок».
Цель : учить детей соотносить предметы по цвету с образцом, закреплять основные цвета; развивать наблюдательность, внимательность. Развивать речь, мелкую моторику. Называть основные цвета (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый, дополнительные цвета (оранжевый, фиолетовый) и оттенки (розовый, голубой).
Материал: Яркий, красочный рисунок петуха. Использованы следующие цвета: синий, зеленый, желтый, красный, белый, оранжевый. Карточки с кармашками и квадратами разного цвета (соответствующие цвету петушка) + несколько квадратиков не соответствующие цвету перышек у петушка.
Ход игры. Игра проводиться индивидуально. Предлагаю малышам рассмотреть петушка и вспомнить потешку ««Петушок, петушок золотой гребешок»:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Какой у нас красивый петушок, а перышки у него разного цвета. Рассматриваем перышки и называем, какого они цвета. Затем показываю детям карточки с кармашками и объясняю, что в большом кармашке лежат квадратики, они разного цвета (называем их). Эти квадратики такого же цвета, как перышки у петушка, но там есть и другого цвета. Давайте, разложим их по маленьким кармашкам, и посмотрим, какие цвета у на остались. Называем их.

Дидактическая игра «Заплатки».
Цель: Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. Закреплять знание у детей цвета и формы. Развивать воображение, память, образное мышление.
Пособия . Лесные звери – игрушки.
Геометрические фигурки (заплатки) и заготовки одежды, вырезанные из бумаги.
Ход игры. Рассказываю детям, что наши лесные звери зайчики и белочки очень любят бегать, прыгать в лесу и их одежда порвалась. Они очень расстроились и просят вас починить их брючки, юбочки, рубашки, платья. Показываю детям заготовки одежды с дырочками. Рассматриваем форму этих дырочек (квадрат, круг, треугольник, овал), цвет.
Предлагаю детям «починить» одежду, подобрав подходящие заплатки по форме и по форме и цвету


Дидактическая игра «Козлятки».
Цель: закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый); совершенствовать навыки в подборе предмета по заданному признаку (форма, цвет).
Пособия. Бумажный макет избушки; рамки-вкладыши: домики с изображением козлят и дверки к ним (разной формы и разного цвета)
Ход игры. Приглашаю детей к макету избушки. Спрашиваю: «Как вы думаете, кто живет в этом домике?» (из окошечек домика на малышей смотрят козлятки). Слушаю ответы малышей и подвожу итог. «Конечно, в этом домике живут козлятки. А кто выглядывает из-за дерева? Волк. Предлагаю детям спрятать наших козлят в домиках, чтобы волк не смог их отыскать. Подберите, дети, двери такой же формы и такого же цвета, как ваши домики.

Задачи:

  • Сформировать представления об оранжевом цвете, задействовав все анализаторы.
  • Развивать сенсорные способности, речь детей (смешивание красок для получения оранжевого цвета)
  • Активизировать речь детей.

Материал: магнитофон с кассетой, краски желтого и красного цвета, силуэты бабочек, апельсин, волшебный цилиндр для фокуса; салфетки, кисти.

Ход занятия:

Под музыку едем на поезде в волшебную страну красок. Дорога поднимается в гору (руки вверх) , поезд въезжает в туннель (наклон) , остановка на лесной полянке (трогаем ручеек и говорим об осени: чем пахнет поздняя осень.) Приехали.

Психологическая установка:

Наши глаза смотрят
Наши уши слушают
Наши ноги нам не мешают
Наши руки лежат на коленках.

Воспитатель Ребята, сейчас я расскажу вам сказку: Жили – были в сказочной стране Краски и Карандаш. Карандаш очень любил рисовать. А краски раскрашивали в разные цвета рисунки Карандаша. И так красиво у них всё получалось! Однажды Карандаш нарисовал красивую Бабочку. Красная и жёлтая краски начали спорить, кто раскрасит такую красавицу. Но потом, чтобы не ссориться, они решили раскрасить её вместе.

Воспитатель Давайте поможем Краскам! А для этого мы с вами проведём опыт:

У меня 2 банки: желтая и красная, сливаю красную краску в желтую и получается удивительный цвет. Как он называется? Кто знает? (Оранжевый. Он яркий, солнечный) . А ты, (имя ребенка) , как думаешь, какой цвет получился?

Воспитатель Давайте вместе попробуем получить оранжевый цвет на палитрах и раскрасить наших Бабочек. Показываю, как на палитрах смешивают красный и жёлтый цвета. Теперь вы узнали как получается оранжевый цвет.

Воспитатель Что ты, (имя ребенка) , будешь делать для этого?. А ты как считаешь, (имя ребенка) ? С чего ты начнёшь? Затем раскрашиваем силуэты бабочек.

Бабочки у вас получились очень весёлые. А моя Бабочка приготовила вам загадку: оранжевый нос в землю врос (морковь) . Правильно, морковь оранжевая. А вспомните, какая она на вкус? (сладкая, сочная)

Ребята, я думаю, что оранжевый цвет очень аппетитный и радостный! Что вам напоминает этот цвет? (Солнышко, апельсин, мандарин) . Да, а какие они, апельсин и мандарин? А как ты думаешь (имя ребенка) ?

Да, апельсин и мандарин круглые и оранжевые, похожи на солнышко!

Давайте с вами поиграем! (Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» )

Ребята, а вы любите апельсины? Я тоже люблю. Но вот беда! У меня его нет. Ну, ничего, мы же волшебники! Сейчас что–нибудь придумаем! Достаю цилиндр и превращаюсь в волшебницу. Скажем волшебные слова: Кручу, верчу, апельсин хочу! Раз, два, три! Ну-ка, посмотрим, что у нас внутри? Посмотрите – ка! Да, это оранжевый апельсин! Мы сейчас его почистим и съедим. А давайте подарим бабочек нашим гостям, чтобы у них было хорошее оранжевое настроение.

В изобразительном искусстве цвет служит правдивым воспроизведением реальных предметов в реальной среде. Глаз человека обладает способностью различать 7 основных цветов и 150 цветовых оттенков (тонов). Выделяют основные цвета или чистые (красный, синий, желтый) и составные (все остальные, образованные от соединения основных цветов).

Цветовой круг обычно разделяют на две части – теплую и холодную. Теплые цвета близки по цвету солнцу – это красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета – синий, фиолетовый, голубой. Эти цвета ассоциируются в представлении человека со льдом, лунным светом. А зеленый цвет занимает промежуточное положение. Он может быть как теплым, так и холодным в зависимости от преобладания в нем желтого или синего. Например, зелень травяная ближе к теплым цветам, а изумрудный – к холодным.

С давних времен люди придавали цвету особое значение. Они по – разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала люди научились видеть более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый.

Известно, что палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех цветов: красной, охры, черной и белой.

Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать синий и зеленый цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.

Можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов. Поэтому художники были вынуждены более внимательно вглядываться в богатую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это развило их восприятие цвета.

Таким образом, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа.

Действие цвета обусловлено непосредственным влиянием на организм человека и ассоциациями, которые вызывают цвета. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, но за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. Рассмотрим символическое значение отдельных цветов.

Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в жизни человека.

Но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов вокруг нас именно красного цвета.



Красный цвет выражает торжественность, означает уважение, почет, его еще называют королевским цветом. Так для дорогих гостей выстилают красные ковровые дорожки в знак особого уважения; короли предпочитали носить мантии красного цвета; персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.

В Китае красный – символ птицы Феникс, обладающей способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла.

В Японии, где существует культ Солнца, красный – цвет солнца, приносит урожай, благополучие. Японцы верят, что красный цвет охраняет от беды, злых сил, болезней, несчастий. На государственном флаге Японии изображен красный диск солнца.

На Руси красный цвет считался самым красивым (“красна девица”, “красный угол в избе”, “не красна изба углами, а красна пирогами”, красный сарафан, красная рубаха). Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Одежда шилась красными нитками.

Красный цвет символизирует и любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.

Оранжевый цвет – тоже цвет солнца. Очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. Все боги Солнца были одеты в золотые одежды, разъезжали в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.

В природе не так много оранжевого цвета.

Желтый цвет имеет много значений и оттенков. С желтым цветом ассоциируется солнечный свет, он дает ощущение истины, творческого подъема и вдохновения.

Но в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх.

Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений, символ обновления, возрождения, юности, молодости, надежды.



Голубой и синий – цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Это легкость, воздушность, чистота, прохлада. Синий символизирует вечность, устойчивость, тайну и истину.

Фиолетовый – цвет философов и поэтов, познание истины. Красивый чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека.

Белый цвет – символ чистоты, невинности, нежности.

Черный цвет – символ траура, печаль и символ торжественности и строгости.

У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение.

Итак, восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин.

Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно связаны с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

О влиянии цвета, его воздействии на эмоциональную сферу свидетельствует реакция детей дошкольного возраста на объекты разных цветов. Характерно, что в солнечные ясные дни дети до одного года охотнее следят за перемещением предметов, окрашенных в зеленые и синие цвета, а в пасмурные дни их внимание привлекают предметы, окрашенные в желтые, оранжевые цвета.

У детей 2– 3 лет еще одинаковое отношение к различным цветам. Ребенок этого возраста с удовольствием покрывает поверхность листа бумаги любым цветом. Но уже к четырем годам дети воспринимают цвет как средство украшения. Как установила В.С. Мухина, дети этого возраста выражают цветом свое отношение к красивому и некрасивому. Красивое изображается яркими и чистыми цветами, причем преимущественно желтыми, оранжевыми, красными красками. А не красивое окрашивается темным цветом.

Наблюдается и другая тенденция: ребенок стремится изображать предметы в соответствии с их действительным цветом. При этом цвет определенных предметов дети воспринимают в качестве их обязательного признака и окрашивают их, как правило, стандартно, без учета освещенности и индивидуальных различий. Это объясняется тем, что, рисуя, дети часто пользуются не собственными зрительными представлениями о цвете предмета, а усвоенными от взрослых. Поэтому в большинстве случаев детские работы заполнены цветовыми штампами: синее небо, желтое солнце, зеленая трава.

По мнению Н.П. Сакулиной, недостаточность использования цветов в рисунках нельзя мотивировать неполнотой цветового восприятия, якобы свойственной детям. При соответствующей педагогической работе у детей 5- 6 лет развивается тонкое цветовое восприятие.

В практике детских садов овладение цветом организуется через решение двух взаимосвязанных задач:

1. Формирование чувства цвета как неотъемлемой части сенсорного воспитания.

2. Овладение детьми эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности.

К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть представлениями о разновидности хроматических цветов и их оттенков, а также усвоить принципы выбора цветовой гаммы для создания образа.

Дети учатся различать цветовые характеристики и усваивают их названия непосредственно в процессе обследования конкретных объектов и воспроизведении их в рисунке.

Особую сложность представляет процесс ознакомления детей с принципами выбора цветовой гаммы для создания конкретного образа. Ребенок, как известно, не столько видит цвет, сколько знает о нем, и соответственно этому знанию, раскрашивает те или иные предметы. Потому что на первых этапах овладения представлениями о цвете в качестве наглядных примеров ему предлагают конкретные объекты, содержащие в себе ярко выраженные эталонные признаки.

Формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением способам и приемам рисования.

Рассмотрим, как происходит знакомство с цветом в каждой возрастной группе детского сада.

Первая младшая группа.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать такой изобразительный материал, который не требует от них больших умений и в тоже время позволяет им решать цветовые задачи. Это могут быть цветные карандаши. Набор должен быть небольшим, до шести карандашей. Детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый), зеленым цветом и ахроматическими цветами (черный, белый). Или предложить для рисования гуашевые краски, т.к. гуашь дает яркое сочное цветовое пятно.

При ознакомлении младших дошкольников с цветом можно использовать дидактические игрушки, в которых ярко выражен цвет: интенсивной окраски шары, кольца, башенки, пирамидки, матрешки, мячи, флажки и др.

Игра – ведущий вид деятельности, в котором дети 2 – 3 лет получают знания о цвете. Это игры – поручения:

“Найди такой же шар”,

“Составь башенку из колец желтого цвета”,

“Разноцветное лото”,

“Выбери шар такого цвета, какого цвета воротца и прокати его”,

“У кого такого цвета платье?”…

Главная задача при проведении таких игр – сосредоточить внимание детей на цвете, научить их различать и правильно называть основные цвета.

Необходимо чаще произносить названия красок, не надеясь, что ребенок сам перенесет на цвет слова, его обозначающий. Это может не произойти, т.к. в этом возрасте цвет еще тесно связан с конкретным предметом.

Вторая младшая группа.

Дети второй младшей группы (3 – 4 года) уже различают оттенки – розовый, голубой, серый и правильно соотносят их с основным цветом. Но дети последовательно овладевают точным названием оттенка. Часто дети применяют свои названия: оттенки слабой интенсивности они называют “немножко красный”, “мало синий”, насыщенность света выражают словами: “совсем – совсем зеленый”, “очень – очень красный” и т.д.

Дидактические игры, которые можно использовать в работе с детьми:

“Подбери по цвету”,

“Нарисуй ниточки к воздушным шарам”,

“Дорисуй”,

“Радуга – дуга” и др.

Средняя группа.

Основное знакомство с цветом происходит на пятом году жизни. С 4 до 5 лет дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветов в спектре, учатся самостоятельно получать оттенки цветов (светлый и темный).

Для углубления представлений детей о цвете вводится новый технический прием – смешивание красок на палитре. Добавляя в основной цвет белила, дети получают светлые оттенки (розовый, голубой, светло – зеленый и т.д.), а добавляя немножко черного, получают темные оттенки (темно – зеленый, темно – синий, темно – красный).

Дидактические игры:

“Назови по порядку”,

“Хоровод”,

“Цветное лото”,

“Разноцветная вода”,

“Собери букет”,

“Цветной волчок” и др.

В этом возрасте красочность детских работ противоречива: она выражает отношение ребенка к миру и служит условным обозначением окраски предметов.

Для ознакомления с цветом в средней группе широко используются народные промыслы России. Например, изделия Гжели знакомят детей с синим, голубым цветами и их оттенками; изделия Хохломы – с гаммой теплых цветов (желтый, красный, оранжевый). Ярко и красочно знакомит с цветом дымковская игрушка. И на занятиях по декоративному рисованию, аппликации они с удовольствием выполняют росписи по мотивам народных, выдерживая характерную для них цветовую гамму.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети узнают все цвета радуги, их оттенки, смешивают краски для получения оттенков, используют тональные сочетания одного и того же цвета. Дети знают гамму теплых и холодных цветов. В этом возрасте детей подводят к восприятию цвета как средства передачи настроения.

Для решения этих задач используются игры:

“Подбери себе соседа”,

“Пирамидка” (составление ряда по светлоте),

“Разноцветная вода”,

“Волшебные краски” (получение оттенков),

“Чайный сервиз” и “В гостях у солнышка” (группировка цветов спектра на теплые и холодные).

Но знакомство с цветовой гаммой может проходить не только в играх и на занятиях по изобразительной деятельности. Значительную роль играет окружение ребенка - обстановка и оформление детского сада. Цветовая среда должна быть динамичной, меняющейся в зависимости от сезона (букет цветов, эстампы, композиции из осенних листьев). Ярко золотисто – багряные букеты из осенних листьев дают многообразие зрительного восприятия цветовых оттенков.

Природа также знакомит детей с цветом. Ученые установили, что летом в средней полосе природа дает 123 оттенка зеленого цвета. Но, привлекая внимание детей к богатству и разнообразию цвета в природе, обогащая их впечатления, воспитатель не должен превращать природу в дидактическое средство, вырывая из нее лишь цвет. Всегда нужно, даже маленьким детям, показывать цвет не изолированно от предмета, явления, образа, а в целом жизненном впечатлении, достаточно полном и живом. Было бы не верно рассматривать бабочку с детьми только ради ее цвета. Желтый цвет бабочки живет, играет, горит, когда дети ее видят, летающей среди зелени. Зеленый полосатый арбуз хорошо смотрится среди листьев или рядом с желтой спелой тыквой. Если на дворе зима, можно заметить, что снег в зависимости от света, то голубой, то сиреневый, то матовый, то искрящийся, переливающийся.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на изменяющийся цвет неба, воды в разное время дня, при разном освещении, разном природном окружении. Помогает этому и показ произведений изобразительного искусства. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы. При этом внимание детей направляется на:

2. Средства выразительности – линия, цвет, композиция…

Иллюстрации известных детских художников В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Конашевича и других отличаются красочностью, полны жизненных наблюдений. Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова “Серебряное копытце” художника М. Успенского, которая достигается цветовыми сочетаниями – синий – “сказочный” цвет.

Таким образом, дети приобретают “цветовую зоркость”, потребность в цветовых впечатлениях, в передаче их в изобразительной деятельности. Цвет обогащает эстетические чувства и потребности детей, создает радостный настрой жизни.

Примерный конспект коррекционного занятия

по развитию зрительного восприятия детей.

Тип: «Формирование сенсорных эталонов»

(Средняя группа,)

Тема: «Знакомство с оранжевым цветом»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с оранжевым цветом:

Учить отличать предметы оранжевого цвета от предметов желтого и розового цвета;

Учить узнавать оранжевый цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;

Активизировать словарь детей на полуактивном этапе.

  1. Учить локализовать предметы оранжевого цвета из множества предметов других цветов:

Развивать умение составлять ритмическую последовательность в чередовании, желтых, оранжевых, розовых цветов.

  1. Продолжать развивать зрительное внимание детей.
  2. Развивать воображение детей, осознавание связи ароматов и цветности предметов.
  3. Обогащать активную речь детей за счет слов: оранжевый цвет, желтый, овощ, фрукт.
  4. Активизировать зрительные функции: прослеживающую, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.

Оборудование:

Куклы: Мальвина и Буратино (на Мальвине оранжевое платье);

Небольшие желтые мячи (на каждого ребенка) и один оранжевый;

Цветное изображение лисицы (крупное);

Цветное изображение моркови (крупное);

На каждого ребенка карточки с бусами – для задания:

«Продолжи ряд»;

Прозрачные сумочки;

Игрушки оранжевого, розового, желтого цветов

Картинка (крупная) для развития зрительного внимания:

Изображение цветков с лепесточками различного цвета,

но обязательно 5 оранжевых цветков. Оранжевые цветы

«разбросаны» по всей картине;

Карточки с контурным изображением овощей и фруктов;

Колпачки с различными ароматами, разнообразные предметы,

которые могут напоминать эти запахи;

Оранжевый пакет с апельсинами.

Ход занятия:

Ребята, только что позвонил по телефону Буратино и сказал, что он сейчас приедет к нам в гости. А вот уже и слышны его шаги. (Появляется Буратино).

Буратино: «Здравствуйте, ребята, я так давно не был у вас в гостях, так соскучился. Как вы поживаете? Что новенького?

Вам, наверное, Мальвина не дает скучать. Уж я-то помню, как лона пыталась заняться моим образованием и воспитанием.

Я к вам не с пустыми руками пришел, а в подарок мячики принес. Вот. Ловите. (Буратино прокатывает каждому ребенку желтый мяч, а Мальвине - оранжевый).

Ну как, нравятся вам мои мячики?»

Спасибо тебе, Буратино, очень красивые мячики. Ребята, а какого цвета у вас мячи? (Желтые)

  • Ребята, а Буратино принес в подарок всем желтые мячики? Или, может быть, у кого-то из вас мячик другого цвета? (ответы детей).
  • Да, верно, у Мальвины мяч отличается от ваших, ребята. Какого же цвета у нее мячик, кто знает? (ответы детей)

Буратино: «Да, у Мальвины красный мячик!»

  • А вот и неверно, Буратино. У Мальвины мяч оранжевого цвета.
  • Ребята, а какое животное имеет вот такую окраску, как этот оранжевый мячик? Я вам подскажу: в сказках она самая хитрая. (Ответы детей)
  • Верно, лиса. (Педагог на фланелеграфе выставляет цветное изображение лисы),
  • А теперь, отгадайте такую загадку: «Сидит девица в темнице, а коса-то на улице». Что Это? (Морковка)
  • Верно, морковка. А морковка бывает какого цвета? (Ответы детей)
  • Да, морковка у нас оранжевая. (На фланелеграф выставляется цветное изображение моркови).
  • А теперь послушайте шуточное стихотворение про оранжевый цвет и постарайтесь запомнить это стихотворение, и тот цвет, о котором вы услышите. Тебе, Буратино, я думаю тоже необходимо знать оранжевый цвет, чтобы ты его не спутал с другими цветами:

« Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже».

Ребята, скоро Мальвина будет играть в новом спектакле, поэтому ей необходимо украшение к оранжевому платью. Давайте-ка мы ей сделаем бусы.

(Детям раздаются карточки с бусами, где чередуются желтые, оранжевые цвета и розовые. Задание: «Продолжи ряд». Для детей с амблиопией и косоглазием: дано начало - бусы желтого, оранжевого, розового цветов. Для слабовидящих детей: такое же начало и дается конец бус - розовый цвет. Педагог проговаривает выполнение этого задания со слабовидящим ребенком):

  • Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (Дети подходят с выполненным заданием).
  • Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (Ответы детей).
  • Молодцы, все запомнили оранжевый цвет.
  • Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и посмотрим на черный кружочек на стекле, а затем смотрим вдаль. Так повторим несколько раз.

(Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят вблизь на черный круг и вдаль несколько раз).

  • Ребята, к нам пришел невидимый волшебник Дели-Давай и просит вас разложить все предметы по цвету в сумочки, потому что они все у вас перемешаны. А он очень не любит беспорядок. (Детям раздаются 3 прозрачных сумочки, в которых находятся различные предметы желтого, оранжевого и розового цветов.). Назови предметы оранжевого (желтого, розового) цвета, подними сумочку с оранжевыми (розовыми, желтыми) предметами. Какого цвета предметы в этой сумочке? и т.д.
  • - Молодцы, ребята, волшебник Дели-Давай очень доволен вами, и говорит, что теперь у вас полный порядок с игрушками. А он это очень ценит.

Ребята, вы очень понравились Волшебнику и он хочет с вами поиграть. Вот он вам принес картину, на которой изображены различные цветы. Он просит найти цветочки только оранжевого цвета, и хлопнуть в ладоши столько же раз, сколько вы увидите цветочков с оранжевыми лепесточками. (На фланелеграф выставляется картина). Ребята, вы опять порадовали Волшебника. Даже Буратино справился с заданием! Он хорошо запомнил оранжевый цвет. А запомнил ли ты, Буратино, стишок про этот цвет? Может кто-то из ребят помнит? (Ответы детей, при необходимости вспоминаем вместе с детьми).

А мы, Буратино, с ребятами еще знаем стишок про тебя. Давайте, ребятки, расскажем этот стишок, но не просто расскажем, а еще и покажем:

(Проводится физкультминутка): «Буратино потянулся! Раз - качнулся, два - качнулся, Руки в стороны развел: Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать!»

Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные - волшебник Дели-Давай хочет вас угостить фруктами и овощами. Но фрукты и овощи не обычные, а заколдованные. Поэтому их нужно расколдовать и узнать каждый овощ или фрукт.

(Дети работают за столами. Им раздаются карточки, на которых даны контурные изображения различных фруктов и овощей).

Ребята, вам нужно найти только те овощи и фрукты, которые имеют оранжевый цвет. Их нужно будет накрыть фишками. А чтобы вы не забыли, какого цвета нам нужны овощи или фрукты, я поставлю перед вами оранжевую лисицу. Вы посмотрите на нее и сразу вспомните стишок про оранжевый цвет. (С детьми проговариваются признаки по которым опознается предмет).

Молодцы, ребята, все верно справились с заданием. Послушай, Буратино, дети назовут овощи и фрукты, оранжевого цвета. Ответы детей: - Морковь оранжевого цвета, это овощ и т.д.

Мы с Волшебником очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глазки, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика, повтор 6-8 раз).

Ребята, волшебник Дели-Давай побывал уже у нас в гостях, ему здесь очень понравилось, а теперь он приглашает нас в свою волшебную страну. (Гаснет общее освещение и включается подсветка).

Вот мы и переместились в страну волшебника Дели-Давай. Какой здесь необычный аромат витает в воздухе. Посмотрите, у волшебника кругом стоят колпачки с различными запахами. Давайте, понюхаем их и представим, чем они пахнут, а также предмет этого запаха и цвет. И, может быть, среди окружающих нас волшебных вещей мы найдем именно тот предмет, который себе представляем по запаху и цвету. (Дети выполняют задание).

Хорошо в Волшебной стране, но нам пора уже возвращаться, ведь дома нас ждут друзья, наши любимые игрушки. Но в знак доброго знакомства волшебник Дели-Давай «оживил» заколдованные фрукты, которые вы все правильно отгадали, и угощает вас ими.

(Включается общее освещение, а в руках педагога появляется оранжевый пакет с апельсинами).

Вот посмотрите, ребята, у меня в руках появился пакет.
Какого он цвета? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, что же в нём лежит. (Педагог достает апельсины)

Что это? (ответы детей)

А какого цвета апельсины? (Ответы)

  • А теперь – угощение от Волшебника. (Детям раздаются апельсины).

Молодцы, мы с вами очень хорошо поиграли, до свидания!


Маникюр