Как правильно держать ручку при письме и почему возникают ошибки. Как научить ребенка правильно держать ручку – советы родителям Ребенок слабо держит ручку в руках

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте, правая рука на месте,

Можно начинать писать!

От теории к практике.

Вы обращали внимание на то, как держит ручку ваш ребенок? Наклон ручки, положение пальцев, рук, локтей, ног, спины ― все это важно для того, чтобы научиться писать правильно, быстро и красиво.

Как правильно держать ручку ребенку и как правильно его этому обучить?

При письме ручка должна поддерживаться тремя пальцами руки: левая сторона среднего пальца является «лежанкой» для ручки, указательный палец фиксирует ручку сверху, а большой - обеспечивает поддержку снизу. Все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку. При письме согнутый мизинец является опорой для руки. Обратный конец ручки должен быть направлен на правое плечо.

С дошкольниками можно поиграть в интересные игры: 1) пусть ребенок представит, что на среднем пальце его руки расположилась мягкая подушка. Попросите, чтобы он уложил ручку на эту подушку со всем комфортом для нее. Пусть это будет такая интересная игра с ручкой в роли главной героини. Чтобы ручке было еще удобней, предложите ребенку придерживать ее большим и указательным пальцем с двух сторон.

2) на каждом пальце, задействованном в процессе, нарисовать морду зверушки, после чего потренироваться каждого из них расположить на определенном уровне.

В это время обратите внимание на расстояние от пальца до кончика ручки, примерно 2 см. (см. рис. 1).

Тетрадь во время письма должна быть расположена под углом 30°. Таким образом ребенку не нужно будет сильно разворачивать туловище или наклонять голову, для того чтобы писать под наклоном. Нижняя часть страницы тетради должна находиться напротив середины груди. Локти ребенка не должны свисать со стола.

Во время письма важно, чтобы рука опиралась на основание запястья, мизинец и внешнюю часть ладони. По мере продвижения руки по странице следите за тем, чтобы ребенок аккуратно передвигал ладонь, перенося вес на запястье. Когда будет расстояние, примерно слово из 10 букв, запястье можно плавно немного передвинуть.

Ключевым моментом для правильного положения ручки является длина ручки, примерно 15 см. Это важно, так как слишком короткая ручка или слишком длинная станут помехой для обучения ребенка правильным навыкам письма.

С целью тренировки навыка правильного письма стоит уделить внимание ручкам с тремя гранями и насадкам на ручки (см. рис. 2).

Оптимальной моделью считается капиллярная ручка (см. рис. 3).

С одной стороны, капиллярный эффект позволяет предотвратить вытекание чернил, а с другой – капиллярная ручка оставляет на бумаге равномерный, тонкий и четкий след. Письмо получается особенно аккуратным и ровным.

Угол наклона ручки по отношению к листу у правши составляет примерно 45°. А при письме шариковой ручкой возможен угол наклона к листу бумаги 90°, поскольку так паста лучше поступает на пишущий узел. Таким способом затрачивается большое количество энергии.

Проверить, правильно ребенок держит ручку или нет, можно очень просто. Достаточно будет попросить его приподнять указательный палец. Если все сделано было правильно, то даже после этого ручка не упадет (см. рис. 4).

Начинается новый учебный год, кто-то впервые сядет за парту и возьмёт ручку, чтобы написать первые слова, так пусть же это будет с первого движения правильным, чтобы не пришлось потом переучиваться. Сегодня этот вопрос волнует не только бабушек, физиологов, но и самих учащихся-старшеклассников.

У меня в руках книга доктора биологических наук, профессора, академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Трудности обучения в начальной школе», М., «Эксмо», 2009. Автор пишет: «Существует заблуждение, что хорошо бегающий, прыгающий, подвижный ребёнок не будет испытывать затруднений при обучении письму. Это совсем не так. Тонко координированные движения рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. Очень ловкий ребёнок, хорошо танцующий или катающийся на коньках, может испытывать затруднения при работе кс конструктором или при элементарном копировании карандашом графических фигур на листе бумаги. Формирование графических умений требует и специального времени (эти занятия нельзя проводить между прочим), и специальных условий.»

Этой теме посвящен наш подбор статей разных сайтов. В связи с устареванием ссылок, некоторые статьи представлены в полном объёме: http://schoolng.narod.ru/Roditelyam/o_pose_pri_pisme.htm

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”. Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку - задача не из легких, тем более, что к 5-б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать , следует подчеркнуть три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
  • научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа - “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще - “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное - не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Как надо сидеть при письме?
Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма , которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила:
  • 1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  • 2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  • 3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
  • 4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).
Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7-10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б).

Рис. 6. Правильная поза при письме праворукого ребенка


Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20- 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.

Итак, правильная поза при письме:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола (рис. б).
Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7).


Рис. 7. Положение тетради при письме:
А – у праворукого ребенка
Б – у леворукого ребенка


По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.
Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку .

1. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  • особое внимание следует уделить направлению письма: слева - направо;
  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  • очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
  • несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
  • попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  • выполнить все задания в медленном темпе.
2. Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо (рис. 8):


Рис. 8 Правильная поза при письме леворукого ребенка

  • ручка должна составлять одну линию с рукой;
  • рука при этом должна располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,- на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.
Одно из главных правил письма - свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца, (рис. 9).


Рис. 9 Правильное (А) и неправильное (Б) положение ручки при письме


Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки - 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Уже редко, но все еще встречаются сторонники обучения письму перьевой ручкой, приводящие в качестве аргументов представления наших бабушек и дедушек. Вряд ли это целесообразно в наше время, тем более, что научиться писать красиво можно и гусиным пером, и перьевой ручкой, и “шариком”, нужно только не создавать дополнительные трудности, не торопиться, стремясь перешагнуть через ступеньку, и терпеливо преодолевать совсем не простую науку обучения письму.

(Глава из книги М.Безруких "Как научить ребенка писать красиво")
Как держать ручку при письме. Шариковая и перьевая ручка
Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть "подушечка":


2. На эту "подушечку" укладываем ручку (рис. 2):


3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху (рис. 3):



Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

  • Сидим прямо.
  • Ноги вместе.
  • Между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см.
  • Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
  • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
  • Оба локтя лежат на столе.
В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.


Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.

Если это перьевая ручка, то её "чёрная" часть смотрит строго вниз. Иначе письмо будет царапающим, а то и вовсе ничего не получится написать.

Шариковая или перьевая?
Какой ручкой лучше учиться писать? И перьевая и шариковая ручка имеют свои плюсы и минусы.

Самый главный плюс перьевой ручки - чувствительность к нажатию. Нажали больше - линия получилась толще. Чуть отпустили - линия получилась тоненькая. Даже небольшое нажатие перьевая ручка чувствует (тогда как шариковой ручкой при таком слабом нажатии писать просто бы не получилось). Что это значит? Это значит, что при письме перьевой ручкой можно менять силу нажатия. Ведём линию вниз - нажатие больше. Ведём линию вверх - нажатие меньше. При этом и рука наша то напрягается, то расслабляется. При расслаблении снимается напряжение.
Линии, буквы, цифры, написанные пером, получаются ровнее, чем если бы мы писали шариковой ручкой. При медленном письме шариковой ручкой (а все дети начинают с медленного письма) появляются какие-то неровности, бугорки, линии "дрожат".

К недостаткам перьевой ручки можно отнести трудности в обращении. Например, чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать. Также письмо может быть неаккуратным из-жа того, что ручка подтекает. Можно нечаянно "смазать" только что выведенную линию, или же чернила могут растекаться из-за некачественной бумаги.

В любом канцтоварном магазине можно купить трёхгранную резиновую насадку на ручку или карандаш, которая проще, но тоже может помочь:


В нашем Центре ведёт учитель-дефектолог В.В. Мухина.

В заключение остаётся пожелать взрослым терпения,
а школьникам - успеха!

Как поставить руку у ребенка в первом классе?

Тяжело приходится малышу, так как развитие записи для него является непростым из-за нерешимости ручки к письменности.

Врачи единодушно поясняют такие сложности изучения умения писать так: мало развитые мускулатуры пальцев и связки рук, слабая взаимосвязь мышц предплечья и плечевой части пишущей руки ребенка, неидеальным управлением движений пальцев, запаздыванием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей, плохой ориентировкой на расстоянии и на покатой поверхности, незавершенность замирания запястий и костей пальцев.

Для того чтобы поставить руку ребенку нужно начинать до момента в школу: с самого младенчества с овладения игрушек, игр с пальчиками крохи, массажа пальчиков, рисованием закорючек и букв, творчеством , кромсание ножницами, занятия на перекладинах. Результативное средство обучения руки к письму: лепка из пластилина, теста.

Для закрепления двигательного аппарата можно предложить ребенку раскрашивание рисунков: не большими мелкими линиями, угловую линию от центра рисунка.

Штрихование учит малыша обращать внимание на: положение рук и кисти пишущей руки, на расположение листа и карандаша, на правила пользования карандашом.

Для подъема закалки и скорости мышц кисти руки поможет такое задание: на листе бумаги рисуется 10 квадратов. Малыш должен карандашом поставить в них как можно больше точек. Делать надо для обеих рук.

Главное вовремя обучить малыша, чтобы он мог правильно брать рукой карандаш или ручку. Он может этому научиться во время рисования, написании букв. Порядок обращения с ручкой или карандашом создавались не зря: рассматривается лучшее место для посадки, защита зрения, изменение некоторых мышц руки. Чаду, которое не так держит в руках ручку или карандаш, очень тяжело дается переобучение.

Когда ребенок держит в руках ручку или карандаш то они должны находиться на внешней кости среднего пальца, закрепляется большим и указательным щупальцем. Наконечник карандаша должен быть направлен на плечо малыша.

Наблюдение за умением писать и правильно держать ручку нужно производить до 4 лет.

Неправильное умение письма:

    малыш держит ручку «горсточкой», в кулачке;

    держит ручку очень близко;

    рука твердо фиксирована;

    очень сильный или слабый нажим при написании.

Должна быть бдительность, если малыш часто крутит бумагу. С ранних лет понемногу готовить руку ребенка к письму, тогда он спокойно начнет писать буквы.

Лучшей подготовкой руки к письму служит лепка из пластилина, раскраски, рисование по контуру, по клеточкам и другие. Вместо пластилина можно использовать современную .

Увлекательные рисунки для обведения по контуру, раскрашивания развивает не только руку, но и внимание, учит ориентироваться на бумаге.

Подрастая, малыш узнаёт о школе и о том, что ему тоже нужно будет там учиться. Главное рассказать чаду, что школа откроет перед ним большие возможности. Ребенок заведет новые знакомства, научится писать и читать, и каждый день будет узнавать что-то новое, интересное и увлекательное.

Большинство учителей натыкаются на такую проблему как: мышцы рук ребенка мало развиты, он быстро устает, быстро пропадает желание писать что-либо, путают написание некоторых букв.

Сейчас в школах есть специальные подготовительные классы, которые готовят ребенка к школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

    Небольшая активность кистей рук.

    Пространственной ориентации.

    Чувства ритма, слово и жест.

    Изобразительных умений.

Чтобы ребёнок аккуратно и хорошо умел писать, нужно развить у него мелкую моторику:

    Задания для развития руки.

    Задания на штриховку.

    Сделать штриховку в направлении, указанном стрелочкой. Линии должны находиться на равной дистанции друг от друга.

    Обведение контуров.

    Обвести рисунок строго точно по линиям, не отрывая при этом карандаш от бумаги.

    Раскрашивание картинки.

    Раскрасить картинку. Не выходить за контуры рисунка, раскрашивать хорошо и аккуратно.

    Графические задания.

    Обведение клеток, составление узоров.

    Задания с лепкой.

    Глина, конструктор.

    Задания со спичками.

    Выкладывание из спичек рисунков и букв.

    Задания с пуговицами, бусами, крупой.

    Нанизывание бус, бисероплетение, выкладывание букв.

    Задания с трафаретом.

    Рисование по трафарету букв, фигур, цифр, знаков.

    Вырезывание ножницами.

    Резания по прямой линии, вырезывание различных форм.

Как научить ребенка красиво писать?

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Как поставить почерк ребенку?

Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Итак, обратите внимание на следующие моменты:

    Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).

    Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.

    Если у малыша возникают трудности, ни в коем случае не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.

    Когда ребенок рисует палочки и закорючки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей. Ниже перечислены методы, с помощью которых почерк можно значительно улучшить. Они очень просты, но требуют большой внимательности и усидчивости.

    Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.

    Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.

    Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!

Овладевать навыками письма малыш начинает еще задолго до того, как становится школьником. Дело в том, что рисуя фломастерами или кистью, у ребенка развивается которая непосредственно в будущем влияет на подчерк. Но при этом важно еще в дошкольном возрасте пояснить малышу, как правильно располагать инструменты для письма в руке. В нашем материале мы поделимся педагогическими секретами о том, как научить ребенка держать карандаш правильно.

Когда начать?

Обучать малыша правильно держать в маленьких ручках фломастеры или карандаши необходимо начать уже тогда, когда кроха впервые попробует использовать такие канцелярские принадлежности по назначению. Взрослым необходимо на собственном примере продемонстрировать, как следует захватывать инструмент. Затем правильно расположить карандаш в руке малыша. Но не стоит надеяться, что сразу после такого урока ребенок усвоит полученные знания. Для того чтобы навык закрепился, понадобятся регулярные напоминания и дополнительные упражнения, направленные на укрепление кисти руки и развитие мелкой моторики. Подробнее о том, как научить ребенка держать карандаш, читайте ниже.

Пример взрослых

Известно, что маленькие дети все повторяют за окружающими людьми. Не знаете, как научить ребенка держать карандаш правильно? Начните с себя - всегда держите ручку верным захватом! Какое же расположение инструмента для письма является правильным? Карандаш следует держать тремя пальцами: средним, указательным и мизинцем на расстоянии 1 сантиметра от пишущего стержня. Безымянный палец и мизинец должны находиться в расслабленном состоянии. При этом кисть руки не должна быть напряжена.

Нужно ли обучать дошкольника?

Как научить ребенка держать карандаш в руках и зачем это нужно делать? Дело в том, что данный навык непосредственно влияет на дальнейшую успеваемость малыша в школе. Неправильный захват ручки значительно снижает скорость выполнения письменного задания. Кроме того, неверное расположение инструмента приводит к перенапряжению кисти руки и пальцев - это негативно отражается не только на подчерке школьника, но и приводит к снижению интереса и позитивного отношения к учебному процессу.

Поэтому так важно на первых этапах ознакомления с карандашом приучить малыша верно его использовать.

Выбираем письменные принадлежности

Магазины канцелярских товаров предлагают огромный ассортимент самых разных, порой необычных, карандашей, фломастеров, ручек. Безусловно, яркие красочные нравятся детям. Но при этом большинство из них на практике оказываются непригодными для прямого назначения в результате того, что они имеют неудобную, неправильную форму.

Как научить ребенка держать карандаш правильно - необходимо, в первую очередь, выбирать качественные канцелярские товары. Так, диаметр пишущего инструмента не должен превышать 1 сантиметра. Желательно остановить выбор на многогранных карандашах, так как они не скользят в руке.

Наиболее удобным вариантом являются ручки или фломастеры, которые имеют прорезиненную часть.

Развиваем мелкую моторику

Как научить ребенка держать карандаш в руках? Необходимо тренировать маленькие пальчики, в частности, нужно развивать "щипковый захват". Так, для эффективными являются следующие занятия:

  • лепка из пластилина и соленого теста;
  • отрывание кусочков бумаги;
  • нанизывание и собирание бусинок;
  • застегивание пуговиц;
  • поиск мелких предметов в песке.

Такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики, в частности, формируют захват предметов тремя пальцами. Приобретенный навык поможет малышу быстрее научиться правильно держать карандаш в руках.

Эффективные приемы обучения

Как научить ребенка держать карандаш правильно - используйте описанные ниже приемы:

  1. Предложите малышу рисовать мелками, длиной не больше трех сантиметров. Захватить такой небольшой кусочек "кулачком" не получится, поэтому ребенок возьмет его с помощью трех пальцев. Объясните крохе, что карандаши и фломастеры нужно держать так же.
  2. Дайте поиграть ребенку с прищепками. Для этого можно использовать готовые шаблоны. Например, расскажите о том, что ежик потерял свои иголки и попросите вернуть их на место - для этого нужно прикрепить прищепки к картонной заготовке животного. Обратите внимание дошкольника на то, как работают при этом его пальчики. Предложите малышу карандаш (при этом напоминая про правильный захват), чтобы разукрасить ежа.
  3. Как научить ребенка держать карандаш правильно с помощью резинки или салфетки? Такой способ подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо, чтобы малыш захватил инструмент для письма тремя пальцами, а безымянным и мизинцем удерживал свернутую в квадратик салфетку или закрученную в жгут резинку.

Специальные помощники

Как научить ребенка держать карандаш правильно? Фото, представленное ниже, наглядно демонстрирует применение специальной резиновой насадки. Благодаря такому приспособлению, малыш легко запомнит верное расположение пальцев при захвате инструмента для письма. Кроме того, такие насадки выполнены в виде различных зверушек, отличаются яркой расцветкой, что не может оставить равнодушным малыша. Поэтому обучение с использованием таких приспособлений происходит интересно, а главное - результативно.

Закрепляем навык

Как научить ребенка держать карандаш правильно в руках - необходимы регулярные упражнения. Например, для закрепления навыка можно предложить малышу следующие задания:

  • соединить рисунок по точкам;
  • заштриховать фигуры;
  • обвести по контуру;
  • рисовать по клеточкам и другие.

Мы дали несколько полезных как научить ребенка держать карандаш. Но стоит также помнить, что малыш усваивает только ту информацию, которая его заинтересовала. Поэтому обучение не должно происходить в принудительной форме, а иметь характер игровой деятельности и занимательного времяпровождения.

Многие родители и учителя сталкиваются с проблемой, когда ребёнок неправильно держит ручку или карандаш во время письма и рисования. Специалисты утверждают, что эта проблема возникает у детей в возрасте трёх-четырёх лет. В это время кроха уже может понять, как правильно нужно держать карандаш во время рисования. Но если родители вовремя не объяснят принцип захвата ручки, малыш может привыкнуть удерживать её неправильно. И переучить его в дальнейшем будет очень сложно. Некоторые дети, привыкшие держать письменные приборы как им удобно, так и продолжают писать в более взрослом возрасте. Для того чтобы ребёнок с самого раннего возраста привыкал держать правильно карандаш, существуют лёгкие способы научить его письму. Благодаря им в игровой форме малыш быстро освоит эти навыки и в дальнейшем не будет испытывать проблем с удобством написания слов.

Неправильный захват карандаша и ручки: как появляется проблема

Маленькие дети очень любят рисовать. В возрасте до года родители предпочитают познакомить малыша с пальчиковыми красками. В этом случае кроха творит шедевры без помощи карандаша или кисти. Но по мере взросления ребёнок знакомится с письменными принадлежностями, главными из которых являются карандаши. Возможность раскрашивать любимых героев мультфильмов становится одним из самых важных заданий для крохи.

Предпосылки неправильного захвата ручки можно увидеть уже в младенчестве. Если малыш держит кисть или ложку в кулаке, это повод начать показывать ему правильное положение. Родители могут постепенно готовить руку к письму, развивая мелкую моторику: лепка из пластилина, рисование с помощью кисти, все это помогает малышу понять, как правильно нужно рисовать, а в будущем - писать.

Если ребёнок неправильно держит ручку или карандаш, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше начать объяснять ребёнку, как правильно это делать, тем проще и быстрее он освоит этот навык

В возрасте до года ребёнок большое внимание уделяет погремушкам. Родители могут наблюдать, как именно малыш хватает этот интересный предмет. Также маленькие дети любят рисовать мелками. Взрослым стоит обратить внимание, как малыш держит мелок и рисует с его помощью. Не только эти занятия могут сигнализировать о неправильном захвате ручки в будущем. Дети в возрасте двух-трёх лет любят лепить из пластилина. Играйте вместе с малышом и уделяйте внимание тому, как именно малыш лепит те или иные фигуры.

Специалисты по раннему развитию объясняют, что во всех этих заданиях малыш должен выполнять правой рукой с помощью трёх пальцев: указательного, среднего и большого. Если он что-то делает не так, не может задействовать эти пальчики в процессе лепки или рисования мелом, а просто хватает предметы в кулачок. Это сигнал о том, что в будущем может возникнуть проблема неправильного захвата.

Как влияет на ребёнка неправильный захват ручки

Многие родители предпочитают не переучивать малыша, ведь ему так удобнее. Является ли такой подход правильным? Специалисты утверждают, что неправильный захват ручки или карандаша влияет на:

  • эстетический вид: некрасиво выглядит, когда взрослый человек держит письменные принадлежности, как маленький ребёнок, не умеющий писать;
  • осанку: неправильный захват может привести к тому, что малыш будет слишком низко наклоняться над партой или столом, уворачиваться в сторону. Это негативно влияет на позвоночник и может привести к сколиозу;
  • зрение: слишком низкий наклон над тетрадью или альбомом может привести к ухудшению зрения;
  • выполнение заданий: когда ручка в руке лежит неправильно, малыш быстро устаёт в процессе написания задания. Это значительно снижает скорость работы и выполнения упражнений. Как следствие, успеваемость ребёнка также снижается, а это влияет на психологический и эмоциональный настрой ребёнка.

Родителям нужно готовить руку к письму ещё до того, как малыш будет учиться писать или рисовать. Для этого необходимы упражнения на развитие мелкой моторики. Это могут быть игры с крупами, мягкими и твёрдыми бизибордами, пальчиковое рисование, лепка из пластилина или глины, солёного теста. А когда придёт время, сразу нужно показывать малышу, как правильно брать карандаш и рисовать.

Как подготовить руку малыша к письму - видео

Как ребёнок должен правильно держать ручку

Самое важное - показать малышу, как правильно нужно брать ручку или карандаш. Если не поправлять его, а позволять ему рисовать или писать так, как ему удобно, потом процесс переучивания может занять много времени. Письменный прибор ложится на средний палец, а именно на его верхнюю фалангу. Фиксируется ручка с двух сторон: сверху указательным пальцем, а сбоку - большим. Два пальчика: безымянный и мизинец, нужно загнуть в руку, чтобы не мешать во время письма. Если малыш держит карандаш левой рукой, процесс правильного захвата точно такой же, только зеркально отражается.

Родители должны объяснить ребёнку, как правильно нужно держать ручку, чтобы в будущем у малыша не было проблем с почерком, скоростью написания упражнения и осанкой

Взрослые даже не задумываются о том, как они берут письменные принадлежности. У них эта привычка уже доведена до автоматизма, но ребёнок, который только учится рисовать, не может так быстро научиться правильному захвату. Задача родителей внимательно следить за малышом и поправлять его, если заметили, что карандаш в маленьких пальчиках лежит неправильно. Со временем он запомнит и уже автоматически пальцы будут правильно захватывать ручку.

В первый раз, когда малыш взял карандаш, попросите его немного приподнять указательный палец. Это своеобразный тест на правильность захвата: если карандаш выпадет из руки, значит, воспитанник держит его неправильно. Объясните малышу, что рисовать и писать нужно, удерживая прибор для письма немного под наклоном, тогда эта проблема решится быстро.

В некоторых случаях малыш может жаловаться, что удерживая карандаш таким способом ему неудобно рисовать. В большинстве ситуаций важно не только правильное расположение пальцев, но и как высоко от стержня ребёнок держит карандаш или ручку. Объясните, что письменные принадлежности нужно держать на расстоянии одного-двух сантиметров от стержня, тогда процесс рисования или написания чего-либо будет удобным.

Родители должны обратить внимание, если ребёнок во время письма или рисования:

  • удерживает письменную принадлежность в кулаке;
  • ручка ложится на безымянный палец, а поддерживает её не указательный, а средний палец;
  • нет наклона во время письма: кончик смотрит вверх, а не в сторону плеча;
  • слишком сильно надавливает на карандаш;
  • в процессе рисования поворачивает тетрадь или альбом, а не письменную принадлежность.

В этих случаях родителям следует поправлять сына или дочь и учить их писать или рисовать правильно, чтобы в дальнейшем не было проблем со здоровьем и успеваемостью малыша.

Простые способы научить ребёнка правильно держать письменные принадлежности

Если ребёнок привык держать карандаш неправильно или ему сложно быстро привыкнуть к правильному захвату, существует несколько способов, которые помогут пальчикам привыкнуть становится на нужное место. Рассмотрим самые популярные, которые подойдут не только для пишущих правой рукой, но и для деток, у которых левая рука главная.

Как приучить в игровой форме

Многие дети практически сразу запоминают, как правильно нужно держать ручку. Но специалисты настаивают, что в дошкольном возрасте ребёнок быстрее и лучше запоминает все через игру. Поэтому и объяснить, как правильно удерживать письменные принадлежности можно в игровой форме. Например, можно сказать малышу, что карандаш хочет спать или отдохнуть. Ему, как и ребёнку, нужна кроватка. Вот средний пальчик - это кровать, на него ложится карандаш. Затем, чтобы карандаш не замёрз, укроем его одеялом со всех сторон: указательным пальчиков сверху, а большим сбоку. А теперь немного наклоним руку, чтобы карандашик лежал, а не стоял во время отдыха.

Вариаций такой игры может быть множество. Ребёнку можно рассказать историю, что карандаш нужно спрятать, или одеть потеплее, ему холодно. Это зависит от фантазии родителей и интереса малыша. Так малыш быстро запомнит принцип правильного захвата.

Чем поможет пинцет

Такой метод считает одним из самых простых и быстрых, не требующих долгого объяснения или специальных принадлежностей. Возьмите тетрадь или любой лист бумаги. Ребёнок должен ровно сидеть за столом или партой. Дайте малышу ручку таким образом, чтобы были задействованы только три пальца: указательный, средний и большой. Ребёнок должен взять прибор для письма тремя пальцами за самый верхний кончик и поставить её перпендикулярно столу. Постепенно пальцы начинают скользить вниз и у самого стержня они займут правильную позицию. Если малыш вдруг забудет, как нужно держать ручку, он может самостоятельно повторить весь процесс, и пальчики сами станут на место.

Захват ручки методом пинцет - видео

Удерживая предмет

Этот способ самый известный: не одно десятилетие учителя с помощью салфетки пытаются научить ребёнка привыкнуть держать ручку правильно. Весь секрет заключается в том, чтобы удержать в руке салфетку и письменный прибор одновременно. Только на первый взгляд это сложно, на самом деле, если ручка или карандаш правильно зажаты в пальцах, салфетка не выпадет и прилагать усилия, чтобы её удержать, практически не нужно. Вместо салфетки можно использовать любой маленький предмет: шарик, кусочек ватки, главное, чтобы он был не тяжёлым:


Держим ручку правильно с помощью салфетки - видео

Точка-шпион

И опять в главной роли интересная история или игра. Поставьте малышу точку или нарисуйте небольшую звезду, линию, снежинку на верхней фаланге среднего пальца. Именно в том месте, куда ложится ручка или карандаш. Можно рассказать ребёнку, что карандаш должен прятать этот знак, чтобы его никто не увидел. Опять же, все зависит от фантазии родителей. Дети любят прятки, тайны и загадки, поэтому ребёнок будет с интересом и упорством стараться спрятать знак, тем самым постепенно привыкая к правильному захвату письменных принадлежностей.

Метание дротиков

Многие дети готовы принять вызов, а главное - выиграть. Во время игры в дартс пальцы на дротике располагаются так же, как и при правильном захвате ручки. Если у вас есть дартс, для начала научите ребёнка метать дротики, если это позволяет возраст. Затем можно сказать малышу, что письменная принадлежность - это своеобразный дротик, а вот тетрадь, альбом или раскраска - нужная вам цель. Но попасть в неё можно только тогда, когда пальцы правильно захватят «дротик». Поверьте, ребёнок будет очень стараться, чтобы попасть в центр поля.

Специальные насадки и ручки

Сегодня в магазине канцелярских товаров можно купить специальные насадки, которые надеваются на ручку или карандаш и не дают малышу поставить пальчики неправильно. Они выполнены из ярких материалов и в виде животных. Детям очень интересно рисовать и писать с такими помощниками, а пальцы привыкают удерживать прибор правильно. Единственный минус - ребёнок может неправильно наклонять его, поэтому родителям нужно следить за тем, чтобы кончик смотрел в сторону плеча малыша.

Существуют также специальные трехгранные карандаши или ручки с углубления для пальцев. Беря в руку такую письменную принадлежность, ребёнок должен ставить пальчики правильно, в противном случае ему неудобно будет писать или рисовать.

Прежде чем покупать специальную насадку или ручку с выемками для пальчиков, следует обращать внимание на маркировку. Такие приспособления выпускаются отдельно для детей, которые пишут правой и левой рукой. Выемки для пальцев зеркально отображают друг друга.

Удерживаем правильно карандаш с помощью специальных насадок - видео

Как выбрать удобную ручку

Многое зависит от удобства письменных принадлежностей. Поэтому родители должны тщательно выбирать подходящую ручку для письма:

  • самой удобной является шариковая, она не должна быть толстой - не более 7 мм толщиной;
  • первые ручки нужно покупать с резиновым наконечником, так пальчики малыша не будут скользить по корпусу и ему удобнее будет её удерживать. Многие специалисты рекомендуют отдавать предпочтение ручкам, на которых имеется углубление для пальцев;
  • ручка должна хорошо писать, чтобы ребёнок не нажимал на неё с силой, иначе кисть быстро устанет и малыш не сможет выполнять задание;
  • длина письменной принадлежности не должна превышать 15 см, чтобы ребёнок без усилия смог удерживать ручку пальцами. Многие родители покупают малышам ручки с игрушками или перьями сверху. Специалисты не рекомендуют такие изделия детям, которые только учатся писать. Дело в том, что дополнительные элементы на ручке утяжеляют её и способствуют неправильному наклону письменной принадлежности.

Правильно держать письменные принадлежности нужно учить ребёнка с дошкольного возраста. Ведь малыш уже с двух лет проявляет интерес к рисованию, держит кисточку и творит первые картинки. Именно в это время нужно показывать ребёнку, как правильно захватывать кисть или карандаш. В возрасте постарше, четыре-пять лет, дети могут пытаться писать ручкой. Для этого нужно подобрать удобную модель, которую ребёнок сможет правильно удерживать в руке, при этом не испытывая неудобства. Если родители заметили, что малыш неправильно держит ручку или карандаш, нужно пытаться его переучить или поправлять. Для этого можно воспользоваться несколькими способами, которые в игровой форме помогут малышу освоить правильный захват ручки.

Мужская мода