Современные проблемы здоровья подростков. Динамика состояния здоровья подростков в рф

подросток социальный демографический

Важным медико-статистическим показателем состояния здоровья подростков является распространённость заболеваний. В 2014 году показатель распространённости заболеваний среди подростков РФ составлял 431 155 человек (6,3% от всего числа подростков). В первую пятёрку регионов с высочайшей распространённостью заболеваний среди подростков вошли: Центральный, Уральский, Северо-Западный округа. Наименьший показатель распространённости заболеваний подростков зарегистрированы в Сибирском и Дальневосточном округах: 1334 и 1552 на 10 000.

Структура распространенности болезней в 2014 году среди подростков представлена так:

Болезни органов дыхания (44,31 %) - наиболее часто встречаются туберкулёз, пневмония, бронхиальная астма, острые вирусные инфекции;

Травмы и отравления (9,54 %), большая часть приходится на черепно-мозговые травмы, переломы конечностей, пищевые отравления;

Болезни органов пищеварения (8,07 %) - лидируют гастриты и гастродуодениты, заболевания печени и желчевыводящих путей, вызванные нерациональным питанием;

Заболевания кожи и подкожной клетчатки (8,32 %) - часто встречаются стригущий лишай, инфекционная эритема, контактные и атопические дерматиты;

Болезни нервной системы (5,14 %), включая етский церебральный паралич, эпилепсию, миелиты, неврозы, невралгии и пр.;

Патологии костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,61 %), среди которых очень распространены сколиоз позвоночника, ювенильные артрозы, плоскостопие;

Болезни мочеполовой системы (3,61 %), в особенности пиелонефрит, цистит, почечная недостаточность;

Заболевания глаз и придаточного аппарата (3,07 %);

Болезни системы кровообращения, новообразования, врождённые пороки (3,58 %). Одна треть числа болезней крови составляют лейкозы, число которых увеличилось среди детей младшего возраста и подростков.

Патологи эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (1,58 %) - наиболее распространены сахарный диабет, ожирение, аутоиммунный тиреоидит. За последние годы чаще встречаются нарушения питания, анорексия и булимия, особенно среди девушек.

По анализу данных официальной статистической отчетности установлено, что за период с 2001 по 2014 год состоялись изменения в структуре распространённости болезней (приложение 1 - данные с официального сайта Росстата РФ).

Распространённость заболеваний среди подростков возросла с 3698300 тыс. чел в 2001 г. до. 431 155 человек в 2014 г. Увеличилось число травм и отравлений, заболеваний кожи, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы. Лидируют патологии органов дыхания, в особенности заболеваемость туберкулезом. В 2001 г. на втором месте стояли инфекционные заболевания, а в 2014 г. они переместились на 5 место, наметилась тенденция снижения числа эндокринных заболеваний и нарушений обмена веществ. Но значительно ухудшились показатели травм и отравлений среди подростков. Возросло количество новообразований и заболеваний крови и кроветворной системы. Ухудшилась ситуацию с ВИЧ-инфекцией и инфекциями, передающимися половым путем.

Динамику изменений показателей распространённости лучше всего оценивать по темпам их прироста. Так, с 2001 по 2014 годы наибольший прирост отмечен по таким классами болезней как: заболевания крови и новообразования (с 6,7 до 13,65 на 1000), врождённые аномалии, болезни кожи (с 12,2 до 24,0 на 1000) патологии опорно-двигательного аппарата. Участились случаи психических отклонений среди подростков, часто встречаются депрессии, токсикомания и связанными с ними психоорганические синдромы. Установлено, что более половины несовершеннолетних правонарушителей в РФ страдают психическими и поведенческими расстройствами. Они, как и заболевания нервной системы, новообразования, врожденные аномалии чаще всего вызывают инвалидизацию детей.

Разработка действенных программ по оздоровлению подростков и профилактики заболеваний возможная лишь при условии их целевой направленности. С этой точки зрения определённую заинтересованность вызывает оценка состояния здоровья населения в зависимости от пола. Было проанализировано состояние здоровья юношей в 2001, 2005 и 2014 годах. Так, распространённость заболеваний среди мальчиков 10-15 лет была ниже, чем среди девушек, и представляла в 2000 г. году 19725,1 против 22135,5 (на 100 000). В 2001 и 2005 годах этот показатель составлял 14719,3 и 15793,7 соответственно (рис. 1). Темп прироста со временем возрастает и составляет 7,3 % с 2001 по 2005 гг. и 24,9 % - за период с 2001 по 2014 гг.

Прирост показателей распространенности заболеваний по отдельным классам болезней среди подростков представлен на рис. 2.

Более страдает биологическое и социальное индивидуальное здоровье подростков. Но в целом эти показатели ухудшают общественное здоровье подростков, как будущего страны.

Показатели заболеваемости подростков за рубежом отличаются от российских. Так в странах Европейского Союз и США, Австралии и Новой Зеландии количество больных подростков от их общего числа составляет 2-3% в отличие от 6,3% в РФ. Однако, в государствах Северной Африки этот показатель составляет 10-12%, в Центральной и Юго-Восточной Азии, странах Латинской Америки - от 13% до 40%, в Африканских странах свыше 50%.

Рисунок 1. Структура заболеваемости среди подростков по половому признаку

Значительно отличаются параметры и по отдельным видам заболеваний.


Рисунок 2. Динамика прироста заболеваний среди подростков РФ с 201 по 2014 гг.

Так в России намного выше уровень заболеваемости подростков туберкулёзом, алкоголизмом, наркоманий, ВИЧ-инфекций и СПИДом, чем в странах Западной Европы и США. Следовательно, имеет место влияние социально-экономических, культурных факторов, о чем, мы напишем ниже.

Таким образом, наметилась отрицательная динамика в состоянии здоровья подростков, как и негативный прогноз будущего состояния здоровья детей этой группы. Однако, изучение динамики заболеваний должно осуществляться с одновременным изучением факторов, виляющих на состояние здоровья подростков в современном мире. Человеческая цивилизация переживает масштабные геополитические, социальные, экономические изменения. Ведь с одной стороны современное общество достигло значительного уровня научно-технического развития, но с другой - разрушает ограждающую среду. Повышается роль гуманизма и демократии, но вместе с тем нарушается порядок духовной жизни человечества, страдают традиции, мораль. Происходят изменения в семьях. Ценности индивидуализма, либеральной морали в обществе «общего благоденствия» идут в разрез с традиционными ценностями людей, включая семейные. Нарушается связь поколений и передача социального, психологического опыта. Именно в таких сложным условиях протекает жизнь современных подростков.

Проблемы здоровья подростков

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не и только отражающий настоящую ситуацию, но и делающий прогноз на будущее.

Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений стали волновать специалистов уже очень давно. Еще в 1897 году в Москве состоялся XII международный съезд врачей, на котором активно обсуждалась тема влияния школьных занятий на гигиеническое и физическое состояние учащихся. По данным широкомасштабных исследований заболеваемости детей, проведенного в 1880 году международной группой ученых, было установлено, что из сорока пяти тысяч детей Швеции и Дании, учившихся в школах и частных училищах, в среднем 36 % мальчиков и 60 % девочек подвержены хроническим заболеваниям, таким как малокровие, носовое кровотечение, искривление позвоночника и так далее. Причем этот процесс с возрастам повышается. Эти цифры, как и основные заболевания достаточно близки к сегодняшним данным. Единодушное мнение принимавших участие в съезде врачей состояло в том, что выходом из сложившегося положения должно быть введение разумных форм «телесно-двигательной практики» как обязательный предмет во всех классах школы. Помимо этого отмечалась важность проведения подвижных игр на воздухе, прогулок, катание на лыжах и коньках.

Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессивную тенденцию, состоит в сокращении объёмов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Движение – важнейшее свойство живых организмов.

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Его несомненные преимущества: регулярность, систематичность, профессиональный контроль.

В связи с тем, что дети во время учебного года не получают должного количества двигательной нагрузки, это негативно влияет на здоровье, снижает работоспособность скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, плоскостопию, задержку возрастного развития, недостаточное развитие двигательных качеств, гибкости, силы, ловкости, координации движений.

Необходимо детей научить использовать физическую культуру и спорт, как важные факторы здорового образа жизни.

Одна из проблем физического воспитания состоит в том, что родители порой мало интересуются успехами своих детей в этой сфере школьной жизни, поскольку она, как им кажется, не имеет прямого значения для подготовки к будущей профессии. Между тем, это, безусловно, ошибочное представление. Уровень здоровья ребенка напрямую зависит от его физической активности, а это уже само по себе имеет немало важное значение для будущей профессиональной деятельности. Кроме того, успешное освоение сверхсложной школьной программы по гуманитарным, естественным и общественным наукам невозможно, если ученик не владеет средствами релаксации, восстановления работоспособности, а это инструменты в сфере физического развития.

В современной школе обучение увеличивает нагрузку на организм ребёнка, дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения, что может повлиять на отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, нарушение артериального давления, снижение функциональных возможностей дыхательного аппарата, накопление избыточного веса – в свою очередь ведёт к различным заболеваниям.

Особенно актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не наблюдается.

В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей.

В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.

Снижение показателей здоровья, физи­ческого развития и двигательной подготовленности детей связанно с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, умень­шением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспи­тательной работы в образовательных учреждениях.

За последние 10 лет медико-демографическая ситуация в стране характеризуется сокращением численности детского населения на 7 млн. человек. Число детей-инвалидов в РФ достигло более 617 тыс. человек. Сократилось число нормальных родов до 31,1%. С перинатальной патологией рождается 39% детей, младенческая смертность составляет 15 на 1000 родившихся. Ежегодно в родильных домах погибает до 16 тыс. новорожденных.

Показатель общей заболеваемости детей на 54% выше, чем взрослого населения, и на 21% - чем подростков.

Всероссийская диспансеризация детей в 2002г. выявила, что 51,7% имеют функциональные отклонения и 16,2% - хронические заболевания различных органов и систем. Особенностью современной патологии дет­ского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, причем ряд хронических заболеваний формируется у детей уже в дошкольном возрасте. На первом месте отмечается прирост заболеваний костно-мышечной системы (за последние 5 лет на 53%), затем системы кровообращения, новообразований, врожденных аномалий, заболеваний нервной системы и органов чувств, гастропатологии.

В начале 1990-х годов показатели физического развития детей стали уменьшаться. Так, в 1991 году отставание массы тела от норматив­ных данных составило 9%, в 1996-м - 15%, в 1997-м - 16,9%, т.е. с 90-х годов XX столетия появилась тенденция к децелерации - замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Наряду с процессами стабилизации и децелерации с 1980-х годов
регистрируется постепенное снижение функциональных показателей,
а с1990-х - уменьшение приростов морфологических показателей.

Среди тенденций ухудшения состояния здоровья детей следует отметить трофологический синдром - дисгармоническое физическое развитие и отста­вание биологического возраста от паспортного, а так же феномен феминизации подразумевающий уменьшение разницы в физи­ческой подготовленности мальчиков и девочек. За последнее десятилетие отмечается снижение темпов прироста и абсолютных результатов в скоростно-силовых пока­зателях во всех возрастных группах детей на 20%, при этом показатели физической подготовленности мальчиков приближаются к показателям физической подготовленности девочек. Кроме того, у современных детей наблюдается синдром психосоматической астенизации , проявляющийся в астенизации конституции и типологическом сдвиге ЦНС в сторону более слабых нервных процессов.

Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определя-ется как анатомо-физиологические, возрастно-половые особенности растущего организма и влияние на него условий окружающей среды.

В нашей стране традиционно выделяется пять групп здоровья детей:

I группа - здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

II группа - здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологи-ческие отклонения, а также снижена сопротивляемость заболеваниям.

III группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

IV группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями
организма.

V группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Организму детей свойственен интенсивный процесс роста и раз­вития . Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, это две стороны одного процесса жизнедеятельности.

Закономерности роста и развития организма:

1.Неравномерность темпа роста и развития.

2.Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем.

3.Обусловленность роста и развития полом.

4.Биологическая надежность функционирования систем организма.

5.Влияние на рост и развитие как генетических, так и средовых факторов.

6.Периодичность ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят посту­пательный характер, но их темп неравномерен . Наиболее интенсивно процессы роста и развития протекают на первом году жизни, в 5-6 лет и в 11-13 лет у девочек, в 13-15 лет у мальчиков, таким образом, к концу первого года жизни темп увеличения длины тела составляет 47%, а в возрасте 4-7 лет - 5-7%.

У детей периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления»:

· период первой «полноты», или «округления», с 1 по 4 год жиз­ни - преобладает прибавка массы тела над длиной тела;

· период первого «вытягивания» с 5 по 7 год жизни - преобладает рост длины тела над его массой;

· период второго «округления» с 8 по 10 год жизни;

· период второго «вытягивания» с 11 до 15 лет;

· период замедленного роста с 15 до 20 лет.

Неравномерность роста проявляется и в более частных закономер­ностях:

1. Сезонная и суточная периодика роста с преобладанием в ночные часы и летние месяцы.

2.Асимметрия роста с некоторым опережением на стороне домини­рующей ручной активности (право- или леворукость).

3.«Канализирование» роста, или феномен гомеорезиса, - возврат к
заданной генетической программе роста и развития, если они были временно остановлены болезнью или голоданием ребенка.

Для детей характерна гетерохронность роста и развития. Организм ребенка рассматривается как единое целое, но его отдель­ные органы и системы растут и развиваются не одновременно. Формирование дви­гательных навыков и развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости) также происходит неравно­мерно.

Рост и развитие детей находится в зависимости от пола . Известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увели­чение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфо­логические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. В 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков в показателях длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. В 13-15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим мор­фологическим показателям вновь превосходят девочек. Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола предполагают дифференцированное физическое воспитание мальчиков и девочек.

Обеспечение надежности биологических систем предполагает, что в процессе роста и развития организма создается боль­шой запас резервных возможностей - этим обеспечивается надежность и целесообразность в работе любой биологической системы. Правильно организованное физическое воспитание раскрывает по­тенциальные возможности растущего организма, обеспечивая высокий запас его прочности.

На рост и развитие ребенка оказывают влияние генетические и средовые факторы . Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Существую-щая генетическая программа предопре­деляет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надеж-ность. Велика роль генетической программы в формировании морфо-логи­ческого типа человека, однако при неблагоприятных условиях окружа­ющей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована. В то же время физическое воспитание стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем.

Для детей характерна периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация и децелерация). У детей 1950-1980-х годов процесс биологического созревания начинался несколько раньше, чем в предшествующий период, так как масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, молочные зубы у детей сменялись на постоянные на год раньше, формирование скелета завершалось у девочек к 17-18 годам, у юношей - к 19-20 го­дам, в то время как в начале XX века это происходило к 21-23 годам.

Акселерация – увеличение темпов роста и развития, была вызвана целым рядом как биологических, так и социальных факторов (улучшение питания детей, более интенсивная инсоляция (облучение земной поверхности солнечной радиацией), урбанизация, генетические причины).

Влияние различных факторов на состояние здоровья детей име­ет различную долю значимости в разные возрастные периоды, и это необходимо учитывать при организации реабилитационной помощи детям.

В настоящее время возрастает роль физической культуры в процес­се улучшения состояния здоровья детей.

Лечебная физическая культура в педиатрии имеет неограниченные возможности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего организма. Ограничение двигательной активности вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне тяжело сказывается на физическом развитии и здоровье неболеющих детей и, тем более, на здоровье больных и ослабленных.

Охрану здоровья детей нельзя сводить только к оказа­нию медицинской помощи. Сохранение и укрепление здоровья предус­матривает комплекс мер и, прежде всего, создание благоприятной среды обитания и совершенствование системы физического воспитания.


Похожая информация.


Дата создания: 2015/04/27

Как часто мы слышим: подросток и переходный возраст. Но все ли знают, что это за период? Чем он характеризуется? Какие изменения происходят? Попробую ответить на эти вопросы. Пубертатный период - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главная новая черта, проявляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с человеческими взаимоотношениями. Отрочество - как иногда называют подростковый возраст - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. В настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Подростки в последние 20-30 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад. Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце в это время значительно увеличивается в объеме, оно становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной системы, следствием этого являются головокружения, сердцебиения, головные боли, временная слабость, быстрая утомляемость. С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности подростка. Для него постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей. У подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению. В этом возрасте также могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Психические расстройства в подростковом возрасте стали очень актуальной проблемой. В результате в этом возрасте встречаются так называемые > дети. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. Подростковый возраст - это возраст начала формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении.

Состояние здоровья подростков в России

Состояние здоровья подростков в России вызывает беспокойство уже давно, различные исследования подтверждают обоснованность такого беспокойства. Оно проникает и в высшие эшелоны государственной власти.

Проблема здоровья подростков всегда является ключевой для любой страны, и слова Ф.И. Достоевского "ибо из подростков создаются поколения" являются яркой иллюстрацией этого утверждения. Для России проблема потенциальных возможностей сохранения здоровья подростков особенно актуальна в связи с тем, что страна до сих пор не может выйти из беспрецедентного демографического кризиса, а заметное ухудшение здоровья последних поколений населения рассматривается как национальная трагедия, угроза безопасности личности, общества и государства. Здоровье детей старшего возраста и подростков может быть улучшено, если политика охраны здоровья данной возрастной группы будет всеобъемлющей, сочетая в себе элементы общественного здравоохранения, и будет направлена на укрепление здоровья и комплексное лечение болезней, свойственных молодежи.

Подростковый возраст является стадией жизни, имеющей высочайший потенциал для интеллектуального и физического развития, в течение которой продолжается формирование пожизненных социальных навыков, включая навыки, связанные со здоровьем. До настоящего времени государство, общество, население не сумели радикально изменить в положительную сторону процессы формирования многих показателей здоровья населения, детей, подростков, молодежи в России. Проводимая государственная политика, непосредственно влияющая на защиту здоровья подростков, не приносит необходимого эффекта, и социальные портреты молодых людей выглядят малопривлекательно.

Снижение функциональных возможностей организма, возникновение многих заболеваний даже у рожденного здоровым, имеющего надлежащие материальные и бытовые условия человека связано с действием не только социальных, но и генетических, экологических, поведенческих факторов, формированием навыков здорового образа жизни и т.д. Данные специальных научных клинических исследований свидетельствуют о качественном ухудшении здоровья подростков: в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, половина имеет морфофункциональные отклонения, 40 % - хроническую патологию. Показатели общей заболеваемости детей и подростков увеличиваются.

В докладе о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) отмечено, что последние 10 лет в связи с ростом распространенности хронических заболеваний у детей, соответственно увеличивается и контингент детей, состоящих на диспансерном наблюдении. Заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет ниже, чем детей в возрасте от 0 до 14 лет и в 2002 году составила 100469,1 на 100 тыс. детей соответствующего возраста.

Следует отметить, что при разных способах оценки и регистрации болезни среди разных возрастных групп подростки являются наиболее ранимой группой.

Проблемы здоровья подростков в условиях Крайнего Севера

Проблема здоровья подростков, проживающих на Крайнем Севере и составляющих основу его будущего потенциала, на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. С одной стороны, на здоровье и развитие подрастающего поколения воздействуют неуправляемые климатогеографические и био-социальные факторы, оказывающие особое вредоносное действие на детский организм и способствующие формированию патологии со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем. Это происходит на фоне ухудшения условий обучения и воспитания детей, снижения занятий физкультурой и спортом.

Особенности климата Крайнего Севера обуславливают появление других факторов риска, которые оказывают крайне отрицательное воздействие на организм ребенка и в дальнейшем могут привести к развитию каких-либо патологических нарушений. Это, прежде всего, низкая физическая активность, особенности питания (употребление консервированных продуктов, избыток в пище жиров, углеводов), снижение работоспособности.

Важную роль в адаптивных перестройках организма на Крайнем Севере играют сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ответственные за кислородный режим организма. Деятельность этих систем чаще всего становится фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма в процессе его адаптации к различным условиям внешней среды.

Напряженный кислородный режим является одной из главных особенностей Крайнего Севера, который обусловлен повышенными энергозатратами, влиянием низких температур на систему органов дыхания и активацией метаболических процессов. Климатоэкологические условия Крайнего Севера повышают потребность организма в кислороде, вызывают более частое усиление деятельности аппарата внешнего дыхания у детей.

Один из факторов снижения уровня здоровья детей на Крайнем Севере - резко ограниченная естественная двигательная активность, то есть на Крайнем Севере прослеживается ярко выраженная гиподинамия. Условия Крайнего Севера искусственно ограничивают повседневную двигательную активность школьников, увеличивая риск детской заболеваемости, что во многом предопределяется высокой степенью наследственного риска. Данные исследования показали, что практически все дети, имеющие хронические заболевания, выношены и рождены на Крайнем Севере от родителей с различными сроками проживания в высоких широтах и по преимуществу с ослабленным здоровьем.

Имеется несколько причин продолжающегося ухудшения здоровья подростков:

  • неадекватность баланса питания (нехватка животных белков и витаминов)
  • недостаточно работа системы здравоохранения (не обеспечена медицинским персоналом, соответствующим оборудованием, медикаментами)
  • невозможность полного восстановления сил (не каждый может позволить себе ежегодный отпуск, удорожание транспорта)

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Просмотр содержимого документа
««Подросток, здоровье, будущее» Проблемы формирования здоровья современных подростков»

Подросток, здоровье, будущее»

Проблемы формирования здоровья современных подростков


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым »

Ж. Ж. Руссо


Здоровье - это наша жизнь!

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

В 1946 году

Всемирной организацией здравоохранения

принято единое определение термина здоровье :

"Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"


Здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни:малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.
  • Вывод: наше здоровье в большей степени зависит от образа жизни.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.


Состояние нервной системы подростка

Проблемы здорового питания

Гиподинамия подростков

Подростковые стрессы


ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • -жизнерадостен;
  • -активен;
  • - доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;
  • - положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;
  • - развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;
  • - достаточно быстр, ловок и силен;
  • - суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;
  • - неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.
  • - он не нуждается в каких либо лекарствах;
  • - не имеет лишней массы тела.


Участие в спортивном празднике

«Здоровым быть здорово!»


Кросс «Золотая осень»

Чукавино






Библиотечный урок «Нет наркотикам!»



Правила безопасности

  • Личная безопасность

По противопожарной безопасности

Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.

В случае треска льда, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег

Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего не выходить на лед!!!

Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой,шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится запротянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.

Оказание помощи провалившемуся под лед с помощью лыжных палок

В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо:

Раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен;

Развести костер (если есть возможность) или согреться движением;

Растереться руками, сухой тканью, но не снегом.


Обувь