Стоит ли давать детям карманные деньги. Как правильно давать карманные деньги ребенку

02.06.17 237 005 13

И они не стали наркоманами

«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! - говорила мне старшая дочь. - Мам, дай денег!»

Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе« себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» - и так далее.

Юлия Медведева

мама двоих подростков

Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.

Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» - мог привести к ссоре и публичному скандалу.

Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.

Сколько мы даем и на что

В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.

Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта

Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.

Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 € (4400 Р ).

Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 € (6700 Р ), в месяц.


Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.

Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.

Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2-3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.

Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

Итоги первого месяца

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.


Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 € (13 000 Р ).

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.


За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Весь эксперимент в четырех строках

  1. Обсудить с детьми их траты, выслушать их опасения и взвешенно принять решение, нужен ли вашей семье такой эксперимент.
  2. Вместе с детьми подсчитать все траты и вывести ежемесячную сумму.
  3. Договориться о дне «выплат», не задерживать и не переносить этот день.
  4. Не вмешиваться в то, как дети тратят свои деньги, если они не делают ничего криминального.

Волгоградские финансисты и детские психологи совместно провели исследование, результаты которого будут интересны всем родителям. Они задались вопросом, а так ли нужны детям карманные деньги и в каком объеме родителям стоит финансировать своих сыновей и дочек .

Деньги играют важную роль в становлении личности, заявили специалисты. И поэтому вопросу наличия или отсутствия собственных финансов у ребенка следует уделить особое внимание.

Мама и папа должны своевременно обучить ребенка финансовой грамотности и ответственности.

В первую очередь, нужно точно определить возраст, в котором ребенок должен получать карманные деньги на личные расходы . Таким возрастом эксперты называют возраст от 6 лет. Небольшие суммы помогут дошкольнику начать самостоятельно планировать первые расходы.


Сколько денег давать ребенку? Все зависит от уровня доходов семьи. Но лучше уравнять сумму с суммами, которые получают от родителей друзья чада .

Поинтересоваться размером карманной выплаты можно у родителей друзей. Также важно, чтобы ребенок потом не просил денег больше той суммы, что уже оговорена.

Самое сложное - контролировать расходы . Но родителям обязательно нужно иинтересовать, куда и на что тратят карманные средства их чада. При этом психологи предостерегают от жесткого и тотального контроля. Родителям нужно быть деликатными , чтобы этот контроль не был слежкой или навязыванием собственного мнения. Существенно может облегчить задачу собственная банковская карточка для ребенка, которая будет привязана к счету родителей. Такие "детские" карты сегодня выдают почти во всех банках.

Она позволит родителям видеть расходы, но делать это порой вообще в тайне от ребенка.


Привычка многих родителей платить детям за хорошие оценки, за уборку в доме, помощь на даче пагубно отражается на характере и воспитании мальчишек и девчонок . На практике это - обычная подмена понятий . Помощь родным и собственное образование не могут исчисляться финансами изначально.

Учеба и уборка - обязанности ребенка, а помощь родителям - проявление заботы. Дать деньги можно лишь за то, что не имеет отношения к кругу обязанностей ребенка - помог починить компьютер, скачал игру для знакомого и т.д.

И, естественно, учить бережному отношению к деньгам следует собственным примером - лучше этого пока не придумано ни одной методики.

С возрастом у детей появляются всё новые и новые интересы, и это неудивительно: то, что привлекает внимание трехлетнего малыша, вряд ли заинтересует подростка. И однажды наступает время, когда ребенок приходит к осознанию своей потребности в карманных деньгах.

О том, так ли уж необходимы подросткам деньги на карманные расходы, а также о плюсах и минусах карманных денег вы узнаете из данной статьи.

Для чего нужны карманные деньги?

Дети постепенно становятся более независимыми от родителей. В школе у них появляется собственный круг общения, свои занятия и привычки. Ребенок школьного возраста – это уже почти сформировавшаяся личность. Но при этом он еще не определился со своими жизненными целями и продолжает экспериментировать, учась на своих ошибках и приобретая такой важный жизненный опыт. И нередко этот опыт требует финансовых вложений.

Кроме того, находясь в социуме, в школьном коллективе, ребенок хочет обладать своими деньгами как минимум для того, чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы и «пустить пыль в глаза» товарищам.

Зачем еще нужны карманные деньги? Чтобы иметь возможность перекусить на переменке, а также на проезд в метро или маршрутном такси, на покупку сладостей и удовлетворение прочих детских желаний и потребностей.

Многих беспокоит вопрос, сколько денег давать детям. Единого ответа на него дать невозможно, поскольку это зависит от финансового благополучия каждой отдельной семьи. С количеством средств, выделяемых ребенку, можно определиться, собрав «семейный совет», на котором обязательно должен присутствовать и сам ребенок. Пусть он расскажет, на какие нужды ему нужны деньги, и в зависимости от этого будет определен его недельный бюджет.

Карманные деньги: за и против

Среди родителей не утихают споры, нужны ли детям карманные деньги, или лучше выдавать их дозировано, на конкретные цели. Давайте разберемся, чего в вопросе карманных денег больше – плюсов или минусов?

Преимущества карманных денег для детей следующие:

  1. Ребенок с детства учится распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, а порой и экономить. Этот полезный навык обязательно пригодится ему в будущем.
  2. Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.
  3. Ребенок может купить то, что сам считает нужным, а не убеждать родителей в том, что ему это необходимо, и не выпрашивать деньги.
  4. Для подростков от 14 лет карманные деньги вдвойне важны: они позволяют чувствовать себя увереннее. Имея свои сбережения, можно не просить у родителей деньги всякий раз, когда парню нужно, к примеру, пригласить девушку в кино и купить цветы. Да и для самих девушек определенная финансовая независимость не менее дорога.

Обратной же стороной «денежной» медали являются следующие недостатки :

  1. Ребенок быстро привыкает к тому, что в кармане всегда «водятся» деньги, и перестает ценить их.
  2. Дети могут тратить деньги, которые дают им родители, не на еду и транспорт, а на сигареты и слабоалкогольные напитки. Это случается не так уж редко, особенно в старшем школьном возрасте. Бороться с этим, лишая ребенка карманных расходов, бесполезно. Эту проблему следует решать профилактическими беседами о вреде этих привычек.
  3. Подросток получает деньги, не прикладывая к этому никаких усилий. Исправить эту ситуацию можно, предложив ему попробовать найти подработку.

Как заработать карманные деньги?

Чтобы ребенок на собственном опыте понял, что такое заработок, и впредь ценил свой труд и труд родителей, дайте ему возможность заработать себе на карманные расходы. Для этого можно:

Дети слышат, как взрослые говорят о деньгах, видят, как родители считают, платят. Поэтому вполне естественно, что они проявляют к ним интерес. Нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? За что и с какого возраста?

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Фото Getty Images

Елена Николаева, медицинский психолог:

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.

Фото Getty Images

Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Фото Getty Images

Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Фото Getty Images

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.

Юбки