Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку» план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки на

Татьяна Мецлер
«Играем в игру «Знатоки». Итоговое комплексное логопедическое занятие в подготовительной группе

учитель-логопед Мецлер Т. В.

Тема: «Играем в игру «Знатоки»

Цели: Закрепить, систематизировать знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного года, закрепить умения использовать их на практике

Уметь выделять звук на фоне слова, определять его позицию в слове;

Делить слова на слоги, составлять слова из данных слогов;

Выполнять полный звукобуквенный анализ слова (выкладывать схему слова, подбирать слово к данной схеме);

Закрепить знания о предлогах, умение подбирать нужный предлог к данному предложению;

Закрепление навыков письма и чтения;

Закрепить понятия: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; уметь подбирать их к заданному слову;

Закрепить навыки классификации, уметь подбирать обобщающие слова (по лексическим темам)

Закрепить умение составлять и использовать в самостоятельной речи сложные предложения.

Воспитывать умения работать в коллективе сверстников, развивая чувства взаимопомощи, толерантности.

Развивать психические (процессы мышление, память, внимание)

Оборудование: игрушка-волчок, круг с секторами, конверты с заданиями, раздаточный материал для звукового анализа, карточки со словами, карточки с предложениями с пропущенными словами, фломастеры, удочки игрушечные и картинки предметные на магнитах, карточки со слогами в виде яблок на макете дерева, настольно-печатные игры «Четвёртый лишний», «Прочитай слово по первым буквам» или «Ребусы», лото «Читаем сами», фишки для поощрения, призы-наклейки, цветные подушечки.

1 Организационный момент

2 Деление на команды

С помощью удочки «вылови» рыбку-картинку. Назови её, определи в каком месте слова находится звук «Р». Подойди к тому столу, на котором лежит подходящая карта-схема (звук в начале слова – 1 стол, звук в середине – 2 стол, звук в конце – 3 стол)

3 Игра «Знатоки»

Правила игры (объясняются детям):

Логопед вращает волчок, по стрелочке выпадает один из 6 секторов. Задание в секторе на карточке читает ребёнок. Время выполнения каждого задания фиксируется с помощью песочных часов. За правильное выполнение заданий команды получают фишки, по количеству которых подводятся итоги в конце игры.

Каждый член команды будет получать своё задание или одно на всех, игроки могут помогать друг другу.

Сектор №1 «Не ошибись»

Задание: «Подбери схему к слову»

Команде даётся большая карта, поделённая на 6 квадратов. В каждом квадрате написано слово. Необходимо прочитать слова, найти соответствующую слову картинку, а затем подобрать карточку со звуковой схемой этого слова.

Сектор №2 «Волшебное дерево»

Задание: Собери слова из слогов.

На макете дерева закреплены «яблоки» - карточки со слогами из которых дети составляют слова. За каждое слово получают фишку.

Сектор №3 «Будь внимателен»

Задание: Прочитай слово, выложи звуко-слоговую схему.

Каждый ребёнок получает карточку со словом и выполняет полный звуковой анализ слова, используя индивидуальный раздаточный материал. Логопед задаёт детям вопросы: сколько в слове слогов, звуков; назови звуки по порядку; дай характеристику звуку; сколько в слове гласных звуков, согласных и т. д.

ФИЗМИНУТКА с элементами логоритмики «Весёлые человечки»

Сектор №4 «Слово потерялось»

Задание: прочитай предложение, вместо точек вставь пропущенное слово (предлог).

Каждому ребёнку даётся карточка - перфокарта с пропущенным словом. Рёбёнок фломастером вписывает нужный предлог.

Сектор №5 «Угадай-ка! Объясняй-ка!»

Задание: а) игра «Четвёртый лишний»

Из четырёх картинок на карте надо исключить одну и объяснить, почему она лишняя, назвав обобщающим словом три оставшиеся. Ответ должен быть развёрнутым со словами «потому что».

б) игра «Ребусы»

каждый ребёнок получает карточку, на которой нарисованы предметы. По первым звукам названий картинок нужно собрать зашифрованное слово.

Сектор №6 «Придумай слово»

Дети рассматривают три зрительных опоры-карты: одна прямая линия – слова-предметы, две прямые линии - слова-действия, двойная волнистая линия – слова-признаки.

Командам предлагается выбрать одну одну предметную картинку на столе.

Задание: придумать, подобрать по 5 слов-признаков и по 5 слов-действий к каждому предмету, изображённому на картинке.

4 Подведение итогов игры.

Подсчитываются все полученные в ходе выполнения заданий фишки. Дети поощряются призами – сюрпризами в виде забавных наклеек.

Самоанализ занятия

1 Занятие является итоговым на конец учебного года. С детьми пройден весь учебный материал согласно программе, курс коррекционного обучения закончен. Форма проведенного занятия - фронтальное групповое, вид занятия – комплексное, сочетающее в себе программный материал фонетических, лексико-грамматических занятий, а также занятий по развитию связной речи и обучению грамоте.

2 На занятии поставлены и реализованы коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные цели и задачи. Выбор целей обусловлен местом занятия в системе занятий (итоговое, его видом (комплексное) и формой организации (фронтальное групповое). Структура занятия нетрадиционная, в форме игры с применением социо-игровых технологий (деление детей на группы-команды, смена лидера, сочетание двигательной активности и сменой мизансцен, интеграция видов деятельности).

На занятии были реализованы принципы личностно-ориентированного обучения:

Природосообразности (занятие построено с учетом возраста детей данной группы, речевого диагноза, ведущего вида деятельности детей дошкольников – игре)

Дифференцированного подхода (все задания подобраны с учетом индивидуальности, внутри каждого задания предусмотрена вариативность)

Взаимодействия (партнерское взаимодействие между детьми и логопедом, побуждение к общению и взаимопомощи)

Свобода выбора (не абсолютная, а относительная): педагогом поощрялась самостоятельнось детей в выборе способов решений, партнеров.

Опора на опыт детей (педагог обращался к индивидуальному опыту ребёнка или группы)

Проблемности (все задания несли элементы проблемы, поощряя детей к исследовательской деятельности, поиску решений проблемы)

Открытости и гибкости (в ходе занятия обучение не ограничивалось строгими рамками, а изменялось по желанию детей)

3 На занятии было 11 детей с речевыми заключениями ПМПК: дизартрия средней степени тяжести, ОНР 3 уровня. Дети занимались с логопедом 1 год.

4 Данное занятие проведено в нетрадиционной форме, поэтому в нем нет строгой этапности и соблюдения принципа «от простого к сложному». Все задания подобраны одной сложности и сочетали в себе материал из разных разделов (фонетики, лексики, грамматики,обучение грамоте) и выбирались хаотично по волчку. Чтобы обеспечить максимальную двигательную активность детей и смену видов деятельности, каждое игровое задание проводилось в разных местах группы. Дети имели возможность работать сидя за столами, сидеть на ковре на подушечках, стоять в кругу и вокруг столов. Была включена подвижная логоритмическая физминутка. Это помогло повысить эффективность занятия, предотвратить утомляемость детей.

5 Весь речевой и дидактический материал подобран с учетом целей и задач. На каждом этапе был использован эстетически оформленный наглядно-дидактический и раздаточный материал, что помогало поддерживать интерес у детей на протяжении всего занятия.

6 Все этапы занятия чётко выдержаны по времени. Поддерживался интерес в течение всего занятия. Все дети были активны и внимательны. Дети показали хорошие знания и проявили умения применять их на практике.

Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Загадки зимних месяцев»

Подготовила:

учитель-логопед

Буйвалова Н.Н.

Цели занятия:

    Упражнение в диалогической речи. Закрепление умения детей самостоятельно задавать вопросы к картине;

    Совершенствование умения грамматически правильно составлять 4-5-словные предложения;

    Закрепление умения выделять глаголы из предложения;

    Закрепление умения детей выделять предлоги из предложения, выкладывать схемы предложений с предлогами, уточняя их пространственное значение;

    Закрепление употребления существительных в родительном падеже;

    Закрепление умения подбирать родственные слова, дифференцируя их от неродственных;

    Развивать речевую активность детей, их память и внимание.

Оборудование: оформление зала под зимний лес, костюмы для снежинки, братьев-месяцев и зайца, настенный календарь, картинный материал по зиме, макет логопедической деревни.

Музыкальное оформление: магнитофонная запись ветра и сказочного героя.

Ход занятия:

Дети и логопед заходят в зал.

Логопед : - Дети, поздоровайтесь с нашими гостями.

Проходите, присаживайтесь на стульчики.

Посмотрите, какой у нас уютный уголок. На улице холодно, мороз, а у нас уютно, тепло. Протяните руки к свече: чувствуете тепло от свечи?

Вспомните, какую сказку, мы вчера с вами читали? (повернуть ее к детям )

Мы её прочитали не до конца, давайте дочитаем её.

(дочитывается сказка)

Вам понравилась сказка? Мне тоже понравилась хорошая сказка.

А вам хотелось бы хоть раз побывать в сказке?

(ответы детей)

Я сейчас вам предлагаю отправиться в сказку. Мы войдём в эту волшебную книгу и встретимся там со сказочными героями. Итак, встаньте в кружок закройте глазки – волшебство начинается.

(воет ветер)

Вьюга, вьюга закружи,

Много снега намети,

Деток в сказку приведи

(Выносится большая книга, дети открывают глаза)

Логопед : - Произошло волшебство! Наша книга стала большой! Вы её узнаёте?

(ответы детей)

Ну что ж, дети, добро пожаловать в сказку.

(Открывается обложка книги, дети заходят в неё и выходят с другой стороны. Книга закрывается.)

Ах! Как здесь красиво! Мы оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какие здесь красивые ели и деревья. Пушистые снежинки облепили каждую веточку.

А вот и сказочный герой.

Ребята, кто это?

Дети : Снежинка.

Логопед : - Кажется, с ней что-то случилось, она такая грустная. Давайте спросим её, что с ней случилось.

Дети : Что с тобой? У тебя что-то случилось?

Снежинка : Вчера в нашем сказочном лесу был праздник, собрались все двенадцать братьев-месяцев вместе и загадывали загадки жителям леса. Все справились, а баба Яга не отгадала загадки зимних месяцев и от злости заколдовала их. Зимние месяцы исчезли! Время в лесу остановилось!

Логопед : - А давайте-ка заглянем в лесной календарь.

(снимается календарь со стены)

Дети, какие зимние месяцы вы знаете?

Дети : декабрь, январь, февраль.

Логопед : - А какой первый весенний месяц?

Дети : март.

Логопед : - Давайте найдём их в календаре.

(смотрят, а в календаре их нет )

И вправду нет зимних месяцев. Ох, и марта нет. Никогда весна в лесу не наступит! Вот беда, так действительно беда.

- Кто же поможет всё исправить?

(Раздаётся волшебный звон, и дети с логопедом и снежинкой идут на этот звон. Открывается воздушная ткань. Ух, дети, как красиво! Как вы думаете, что это такое?)

(Предполагаемые ответы детей.)

Логопед : - Это волшебный кристалл (хрусталик). Он знает, кто поможет расколдовать зимние месяцы. И вернуть их в календарь. Давайте его послушаем.

Кристалл (хрусталик): (звенят колокольчики) Помочь лесным жителям смогут только добрые и умные дети и главное они должны всё знать о зиме. Хотите помочь? Справитесь?

Дети: Да.

Логопед : Хорошо! Зимние месяцы приготовили для нас свои задания, и мы должны их все выполнить. Добраться до месяца декабря нам помогут волшебные зеркала.

(Достаются зеркала и предлагаются детям)

Давайте посмотрим в них и увидим дорогу к декабрю.

Вот мы идем по лесу (выполняется арт. упр. «орешек»).

А вот мы подходим к высокой горе (вып. упр. «горка»)

Давайте съедим с нее на санках (вып. арт. упр. «чашечка»).

А теперь мы пройдем через высокие сугробы (вып. арт. упр. «маляр»)

(Собираются зеркала и складываются возле пенечка. Ребенку надевается шапочка и дается конверт)

Логопед : - Вот мы и пришли. Здравствуй, Декабрь!

Декабрь: Здравствуйте, дети. Я рад, что вы пришли мне помочь. А вот и мое задание для вас.

(Логопед берет конверт и читает задание)

Логопед : - Подберите слова-родственники к слову ЗИМА

Дети: (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие)

Логопед : - Без чего не бывает зимы?

Дети: (без снега, морозов, ветра, льда)

Логопед : - Ребята, а во что вы любите играть зимой?

Дети: В снежки, кататься на санках, лыжах, лепить снеговика и т.д.

Логопед : - Посмотрите на эту картинку.

Что здесь нарисовано?

Дети: Дети играют на улице.

Логопед : - Ваша задача: составить диалог по этой картине.

Вы должны разделиться на пары. Один задаёт вопрос, а другой отвечает на него.

Затем из заданного предложения вам необходимо назвать слово-действие.

Дети: варианты ответов

Логопед : - Молодцы, ребята, вы выполнили задание месяца Декабря. Теперь он сможет вернуться к своим братьям-месяцам в календарь.

(снимается шапочка с ребенка, вешается на мольберт, и он подключается к остальным детям).

- А как же нам пройти к Январю?

Слышите, переливаются колокольчики. Кристалл хочет нам помочь. Пойдемте, послушаем его.

Кристалл (хрусталик): (звенят колокольчики) Найти дорогу к Февралю вам поможет Заяц-беляк. Он к вам прибежит, если вы его позовете ласково. Давайте выйдем на полянку и позовем зайца.

Дети: Зайка, заинька, зайчишка, заюшка.

(одеваются ребенку ушки)

Логопед : - Здравствуй, заинька, помоги нам найти дорогу к Январю.

Заяц: Я зайка-хвастунишка

Дорогу покажу

Но, прежде, отгадай-ка

Какой я, как живу.

Логопед : - А я помогу вам в этом.

Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (игра в мяч, дети встают вокруг логопеда).

Логопед : У зайца короткие уши.

Дети: Нет, у зайца длинные уши.

Логопед : У зайца большой, длинный хвост.

Дети: Нет, у зайца маленький, короткий хвост.

Логопед : У зайца короткие и слабые ноги.

Дети: Нет, у зайца длинные и сильные ноги.

Логопед : У зайца плохое зрение.

Дети: Нет, у зайца острое зрение.

Логопед : Заяц очень храбрый.

Дети: Нет, заяц очень труслив.

Логопед : Заячья шубка жесткая и холодная.

Дети: Нет, заячья шубка мягкая и теплая.

Логопед : Молодцы, ребята, вы все правильно рассказали про зайца. А вот и Январь (одевается шапочка ребенку).

Январь: В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

Люди в доме топят печки –

В небо дым идет столбом.

Логопед : Ребята, месяц Январь тоже для нас приготовил задание. Давайте посмотрим, какое? Доставай, Январь, свой конвертик.

На этой картинке белка сделала припасы на зиму. А теперь наступили холода, а белка не может найти их. Расскажите, где она их спрятала.

Ваша задача: составить предложения, используя маленькие слова-предлоги. Предложения нужно выложить на фланелеграфе из полос, а предлог обозначить схемой.

Дети: варианты ответов. Работа детей на фланелеграфе.

Логопед : Молодцы, ребята, и это задание вы выполнили. Теперь и ты, Январь, сможешь вернуться в календарь к своим братьям-месяцам.

- Как нам пройти к февралю?

(он загорается и включается магнитофонная запись).

Кристалл : Теперь вам нужно пройти через заснеженную поляну на лыжах. А на опушке вы встретите месяц Февраль.

Логопед : ну, что же, дети, давайте наденем лыжи (дети имитируют движения), возьмем в руки палки.

Это лыжи не простые, они двигаются по одному слову, разбивая предложение на части.

Давайте вспомним стихотворение о лыжах и разобьем его на слова шагами.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры. (Вместе с шагами работают руки, выполняя маховые движения)

Логопед : Вот мы и приехали. Хорошие из вас поучились лыжники! А вот и месяц Февраль. Он уже ждет нас!

(одевается ребенку шапочка)

Логопед и дети: Здравствуй, Февраль!

Февраль: Здравствуйте, дети!

Логопед : Ребята, если мы выполним последнее задание, то произойдет волшебство и зимние месяцы вернуться в календарь. Ну, что, братец -Февраль, открывай конверт.

Наши старые знакомые - жители лесной деревушки приготовили для нас пословицу про зиму, но вчера была очень сильная метель и все слова пословицы разлетелись. Посмотрите, снег запорошил все домики, колодец, ели и деревья тоже в снегу! Но гномам удалось найти слова пословицы, но составить ее они не могут. Давайте им поможем.

(Дети читают слова и, меняя гномов местами, составляют предложение.)

Логопед : - Какая же пословица получилась?

Дети: В феврале встречаются зима и весна.

Логопед: - Какой же весенний месяц встречает февраль?

Дети: Март.

Логопед : - Молодцы, ребята, вы выполнили и это задание. Последний месяц зимы вернулся в лесной календарь (снимается шапочка с ребенка и он присоединяется к остальным детям).

Логопед : Давайте посмотрим в лесной календарь, вернулись ли наши месяцы (смотрят в календарь).

- Все месяцы снова вместе. И помогли им вы!

Ребята, слышите, снова переливаются колокольчики кристалла. Что же он нам хочет сказать? Пойдемте, послушаем (подходят к нему)

Кристалл : Спасибо вам, дети! Благодаря вам зимние месяцы расколдованы и все братья-месяцы снова вместе!

Логопед : Ну, что ж, ребята, мы свою задачу выполнили и нам пора возвращаться в детский сад.

(со снежинки снимается корона, открывается книга, и дети выходят через нее)

Вышли из книги:

Логопед: - Ребята, понравилось вам в сказке?

Трудные задания были у месяцев?

А какие задания были самыми трудными?

Но вы справились! Молодцы!

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Ну, а теперь пойдемте в группу.

Формирование знаний об окружающем мире.

Уточнить и расширить знания детей о Космосе (планеты Солнечной системы);

Формировать у детей навыки коммуникативного общения.

Упражнять детей в образовании глаголов, прилагательных.

Развивать творчество, логическое мышление, умение работать в коллективе.

Упражнять детей в употреблении сложных слов (кофеварка, кофемолка, мясорубка, пылесос).

Учить составлять рассказ по мнемотаблице.

Учить детей участвовать в беседе с незнакомыми людьми (вопрос — ответ).

Упражнять детей в чтении слов.

Формировать представление о составе числа (в пределах 10).

Решать примеры на сложение и вычитание.

Упражнять в счете десятками.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить понимать соотношение чисел в пределах 10.

Закрепить понятия «больше», «меньше», «поровну», пользоваться знаками.

Воспитывать у детей отзывчивость, положительную самооценку, чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

Ход логопедического занятия в подготовительной группе

I. Организационный момент

Психогимнастика «Давайте познакомимся»

Логопед. Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга. Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться. Я знаю игру, которая так и называется «Познакомимся». Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

II. Основная часть

Чистоговорка

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, глазом я одним гляжу

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, всё на свете разгляжу

Раздаётся звонок со скайпа.

Логопед. Дети, кто-то нас вызывает. Давайте посмотрим. Да это же звонят с другой планеты!

Дидактическая игра «Космическое интервью»

(Запись интервью с инопланетянином)

Логопед. Дети, а как мы можем помочь нашему новому знакомому, если у нас нет денег для покупки бытовой техники? Где их нам взять?

Дети. Заработать нужно.

Логопед. А как мы их сможем заработать, если у нас нет работы?

Ответы детей.

Логопед. Правильно. Мы сможем заработать их своими знаниями и получить за это фишки, а потом поменять фишки в банке на деньги.

Логопед. Вы помните, инопланетянин говорил о летающей тарелке. А где же, эта летающая тарелка? Давайте поищем.

Ищут.

Логопед. Вот она и в ней что-то есть.

Дидактическая игра «Собери целое»

(Собрать целые бытовые предметы из частей)

Дети выполняют задания и получают фишки.

Логопед. Продолжаем выполнять задания и получать фишки.

Дидактическая игра «Собери слово»

Логопед. Дети, а вы помните, нас приглашал на свою планету наш инопланетный друг?

Ответы. (Да)

Логопед. А на чем мы можем туда долететь?

Ответы. (На ракете, на самолете, на летающей тарелке)

Логопед. А кто всем этим управляет?

Дети. Космонавт, пилот, инопланетянин.

Логопед. Давайте и мы с вами станем космонавтами и немного отдохнем.

Физкультминутка « Улетаем на ракете»

(Выполняют вместе с воспитателем)

А сейчас мы с вами дети

Улетаем на ракете. (Руки над головой в виде конуса)

Раз, два — стоит ракета (Конус)

Три, четыре — самолет (Руки в стороны)

Раз, два, три, четыре! (Хлопки в ладоши)

А потом на каждый счет:

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, ноги шире.

Раз, два, три, четыре! (Топот ногами)

Логопед. Отдохнули? Пора и потрудится. А что нужно, чтобы полететь в Космос?

Дети. Ракета, летающая тарелка, скафандр.

Логопед. Давайте с вами построим летающую тарелку и ракету.

Танграм «Собери летающий аппарат»

(Из геометрических фигур построить ракету, самолет)

За выполнение задания дети получают фишки.

Логопед. Ну, вот фишек немного заработали, ракету и самолет построили. Будем работать дальше.

Дидактическая игра «Реши задания»

(Решение примеров, состав числа, знаки «больше» — «меньше»)

Логопед. Ну вот и с этим справились, получите свои фишки. Мы и фишек заработали и знания свои проверили. Теперь нам нужно сосчитать свои фишки и обменять их на деньги.

Дети считают фишки.

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Логопед. Ну, кто сколько денег заработал?

Дети по очереди называют свои суммы.

Дети. Пойдем покупать бытовую технику.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин бытовой техники»

(После того, как дети купили бытовую технику, они всё складывают в коробку)

Логопед. Ну вот, мы выполнили просьбу нашего друга, а сможем ли мы с ним полететь в Космос?

Игра «Составь предложение»

(Работа по мнемотаблице)

Каждый ребёнок составляет предложение по картинке на мнемотаблице.

Логопед. Тогда мы отправим коробку по почте. Нужно нашу посылку подписать.

Дети подписывают.

Логопед. А я после работы занесу её на почту.

III. Итог занятия

Снова звонок со скайпа.

Инопланетянин приглашает детей к экрану посмотреть презентацию о космосе.

(Просмотр презентации).

Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР « День рождения звука».

Integrated speech therapy lesson in the preparatory group for children with TNR " birthday of sound."

Аннотация: Данное мероприятие проводилось в нашем детском саду открытым для родителей. В течение полугода дети старательно учили новые звуки, автоматизировали их в речи. Данное мероприятие стало для них праздничным событием и подтверждением их достижений.

Ключевые слова: Праздник, логопед, музыкальное занятие, звукопроизношение, фонематический слух.

Цели:

Закреплять приобретённые произносительные умения.

Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.

Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.

Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

Закрепление графического образа печатных букв.

Развитие зрительно-пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.

Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга. Развивать фонематический слух.

Ход занятия.

В зал вбегают дети с крупными карточками-буквами в руках под песню «Буквы могут в слова превращаться». Слова - М. Пляцковский, музыка - В. Чернышев.

Встав полукругом исполняют « Песенку о буквах». Музыка Г. Фрида, слова А. Бродского.

Дети после песни садятся на стульчики.

Логопед. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Сегодня у нас всех день рождения, а точнее день рождения звуков. Тех самых звуков речи, которые появились у вас совсем недавно. Для этого вы много трудились и занимались, выполняли трудные задания, упражнения. Ваши родители вам в этом помогали. Поэтому день рождения сегодня у всех нас!!!

Ребята, а на наш праздник сегодня пришел сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Он мальчишка деревянный,

Он доверчивый, простой.

Позабыл он, как ни странно,

Где же ключик золотой.

Нос его острый,

Нос его длинный,

А зовется…..?

Под музыку из мультфильма вбегает Буратино.

Буратино . Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам на праздник повеселиться, говорят у вас день рождения, а это значит тут все добрые, веселые, а главное не надо учиться. Да, ребята? Хорошо вам, а меня Мальвина заставляет учить буквы, цифры, в школу меня готовит! А я не хочу!!!

Логопед . Как не учиться? Нет, Буратино. Наши дети любят получать знания, они каждый день посещают занятия, учатся правильно и красиво говорить, готовятся к школе и делают это с удовольствием. Оставайся с нами на празднике, мы тебе расскажем и покажем, как можно не скучно учиться. Мы учимся, играя!

Давайте поиграем в первую игру - эстафету « Рыбалка». Разделимся на две команды, посмотрим, кто наловит больше слов и назовет все правильно, и разложит рыбок в нужные ведра. (Дети по очереди удочкой ловят рыбок с картинками на звуки [Ш], [Ж]).

Буратино . Ух ты! Как интересно. А поиграйте в мою игру? Я ведь так и не узнал, как вас всех зовут. Мое имя вам всем известно, сейчас я познакомлюсь с вами. Я буду называть вам любую букву, а тот в чьем имени есть эта буква, громко назовет свое имя громко и встанет со мной рядом?

Игра называется « Перекличка».

Буратино . Вот и познакомились!

Логопед . Буратино, а сейчас наши ребята расскажут тебе специальные логопедические стишки, ты сможешь узнать, к каким сложным звукам мы смогли подобрать « ключики».

Дети читают логопедические стихи.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В. Лунин

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

А. Барто

Через прозрачный шарик.

Прозрачный красный шарик

на нитке я держу,

через прозрачный шарик

на всё вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

и красный солнца шар,

и много, много красного,

как будто всё — пожар.

Н. Сидельникова.

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

Не скули - сказал я псу, -

Прогони скорей осу.

А. Максаков.

Садятся на стульчики. Под музыку входит Мальвина.

Мальвина . Ах, вот ты где Буратино? Ты сбежал с урока! Но я тебя нашла. А что вы здесь делаете? У вас праздник?

Логопед . Да, у нас праздник наших знаний, день рождения!

Мальвина . Вы любите учиться, замечательно! Наверное, вы знаете, как я люблю уроки и науки! А вы уже умеете читать?

Логопед . Да, Мальвина! Многие наши ребята знают уже все буквы, умеют читать и готовы к школе.

Мальвина . А давайте тогда с вами поиграем в игру « Живые звуки».

Я вам раздам буквы и буду называть слова, которые вы, встав в ряд, друг за другом, это слово построите.

Мальвина называет слова (книга, школа, буква, Буратино, Портфель).

Мальвина . Вот, Буратино, посмотри какие ребята умные, потому что они много учатся и посещают все уроки.

Буратино . Ну ладно, Мальвина, хорошо, я выполню твое домашнее задание. Сейчас, только найду его в своем портфеле.

Буратино ищет свою тетрадь, достает. Из тетради высыпаются буквы.

Буратино . Ой, что это случилось? Пока я с вами играл и прыгал, в моем портфеле все перемешалось и буквы рассыпались в словах. Задание мне твое, Мальвина, теперь не выполнить.

Логопед . А мы с ребятами можем помочь твои буквы вернуть в слова. Правда, ребята?

Буратино из портфеля достает карточки, на которых написаны слова с пропущенными буквами и слова с перепутанными буквами (карандаш, ручка, азбука, звук, буквы, алфавит). Дети восстанавливают.

Буратино благодарит детей.

Логопед . Дети, а ведь не один день рождения не обходится без сладостей и угощения. Давайте мы с вами угостим Мальвину и Буратино конфетами. В имени Мальвина мы слышим звук [Л], а Буратино [Р]. Мы и угостим их конфетками с названиями [Р] и [Л].

Буратино и Мальвина благодарят, Мальвина дарит букет цветов.

Логопед . Ребята, а ведь и цветы у Мальвины тоже «звуковые». Посмотрите на них и назовите их цвета. Мы можем разделить их на две вазы. Вазу [Л] (зеленый, голубой, желтый, белый, фиолетовый), вазу [Р] (красный, розовый, оранжевый).

Логопед . Мальвина, Буратино. Нашим детям с вами интересно и очень понравилось сегодняшнее занятие, сейчас они вам исполнят вам частушки.

Дети исполняют частушки.

Я решила в воскресенье

Все заданья повтрить.

Даже наша кошка Мурка

Научилась говорить!

Вот закончилися муки,

Мне поставили все звуки.

На больничном побывал -

Половину растерял.

Мы играем в пулемет,

Мы рычим, как рация.

Не ругайте нас, идет

Автоматизация!

А вчера я объясняла

Маме с папой гласные.

Этих взрослых обучать -

Затея напрасная!

Логопед . Спасибо вам Буратино, Мальвина, ребята за веселый и увлекательный праздник! Мы с вами многому научились, но еще впереди нас ждут задания, занятия и увлекательные уроки. А сейчас нам пора в группу на праздничное чаепитие с угощением мармеладные буквы!

Логопед дарит детям угощение.

C писок используемой литературы:

1. "Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР" Лапковская, Володькова.

2. С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. Речевые праздники и развлечения в детском саду, ГНОМ и Д, 2009

Свадьба