Формы и методы в педагогическом просвещении родителей. Педагогическое просвещение родителей на современном этапе Педагогическое просвещение родителей в доу

Дошкольное учреждение - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. И только положительные результаты достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №34 «Ивушка»

Доклад по теме:

«Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения».

Подготовила:

Машантаева Алмагуль Жумабековна

Астрахань – 2014

«Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного просвещения».

Обновления в сфере дошкольного образования, связанные с новыми государственными стандартами, предъявляют повышенные требования к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.

Под педагогическим просвещением родителей принято понимать повышение уровня их педагогической культуры, а также формирование запроса на педагогические услуги и обеспечение информацией по педагогическим проблемам.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.

Педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты.

Планирование работы с родителями включено в раздел годового плана ДОУ и перспективных планов и является обязательным для всех педагогов. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Традиционные формы работы с родителями такие, как консультации, родительские собрания, изготовление папок – передвижек всем известны и имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

Есть известные формы педагогического просвещения родителей. К ним относят: сайт общения; выпуск определенного журнала; День открытых дверей; клуб «Мамина школа»; совместные мероприятия; проведение совместных акций; открытые занятия с детьми для родителей; психолого-педагогические тренинги; наглядное оформление стендов; памятки и буклеты для родителей. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста, познакомить с данными диагностических обследований, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на стиль общения с детьми, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом. Чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие ДОУ и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть то, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка, положительные результаты которых достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Следовательно, особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.


Психолого - педагогическое просвещение родителей.

Выполнила:

Харитонова Анастасия Сергеевна

Москва, 2013 г.

  • психолого-педагогическое просвещение родителей,
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.

Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

Родительские университеты;

Конференции;

Индивидуальные и тематические консультации;

Родительские собрания;

Тренинги.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.

Назначение родительских университетов в детском саду - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только ДОУ, но и школы, ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели возрастных групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится все ДОУ и все группы. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ детей, музыкальные программы, экскурсии по детскому саду т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Специалисты ДОУ разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя или учителя-дефектолога, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, хорошо известна и рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов и педагогов.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным «жанром», чем занятия или внеучебная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей воспитателей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи со специалистами и педагогами. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Педагогам следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Для специалистов ДОУ родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники: дефектологи, психологи, логопеды, педагоги доп.образования - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми;

Общими групповыми.

Тематика родительских собраний определяется воспитателем и специалистами на основе изучения целей и задач работы детского сада с родителями и исходя из запросов родителей группы.

Общее родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общего родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы ДОУ, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития дошкольного обучения в условиях реформирования ДОУ. Однако общие родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общими родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею ДОУ, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию воспитанников - победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией детского сада может стать общее родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение воспитанников детского сада. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с детским садом является групповое родительское собрание . Групповой собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение образовательного и воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и ДОУ, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости воспитанников не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную, заключительную.

Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем воспитатель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. В данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и оценка происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками.

Одной из форм просвещения родителей группы является родительский ринг. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте дошкольников, а так же проблемные ситуации, которые складываются в самом детском коллективе. Безусловно в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных воспитанников. В анализ ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль в просвещении родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении дошкольного психолога. Воспитатель или специалист беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками ДОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае - предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете ДОУ, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в группе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеучебных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.

Воспитатель и дефектолог, привлекая родителей к участию в воспитательной и образовательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения воспитанников группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни детского коллектива.

Список литературы:

1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.

2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.

3. Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.

4. Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.

5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.


В современных условиях рассмотрения семьи и школы, как равноправных участников образовательного процесса многие ученые и практики уделяют особое внимание при работе с семьей на аспект развития ее воспитательных возможностей, в частности на развитие родительской компетентности (В. Н. Бушина, Н. Н. Мизина, Н. А. Хрусталькова и др.) , осознанного родительства (М. О. Ермохина) , воспитательного потенциала семьи (Н. В. Додокина, О. В. Кучмаева, Л. Н. Константинова, А. А. Чуприна) , педагогической культуры родителей в целом (В. Н. Вершинин, И. А. Колесникова, М. Н. Недвецкая) .

Педагогическое просвещение родителей является важнейшим аспектом, позволяющим им воспитать ребёнка как личность в той мере, в которой это необходимо. Одна из основных задач педагогического просвещения – прививать родителям культуру, которая, в свою очередь, направится на воспитание культуры в ребёнке.

Педагогическая культура родителей (в широком социально-педагогическом смысле) – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании . С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности.

В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:

  • когнитивный компонент– определенная сумма физиолого-гигиенических, психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. В первую очередь это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания; овладение знаниями об ошибках, трудностях семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;
  • операционный компонент– осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье, диагностировать способности ребенка;
  • коммуникативный компонент – умение родителей создать положительный, благоприятный семейный климат; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, терпимость к их мнению; умение предупреждать и решать конфликты;
  • рефлексивный компонент – умение анализировать собственный действия, поступки и состояния; оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач, возникающих затруднениях в ходе семейного воспитания; способность посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;
  • эмоциональный компонент– умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; способность родителей к эмпатии, сочувствию и сопереживанию .

Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества . Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом. В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Основная масса родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Чаще всего в воспитании детей родители опираются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы воспитания детей, которые, как известно, имеют ограниченное применение, так как не учитывается индивидуальность ребенка. Важно отметить, что современный ребенок воспитывается не большой массой родственников огромной семьи, а всего одним-двумя родителями, что само по себе значительно сужает возможности воспитательного процесса. К тому же нынешние семьи абсолютно не похожи одна на другую. Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, свой взгляд на систему семейного воспитания. В данном случае уже нельзя ограничиться привычными формами фронтального просвещения родителей.

Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся:

  • дискуссии, в основе которых – конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями;
  • анализ педагогического опыта (обсуждение содержания научно-популярных, методических пособий по проблемам семейной жизни и семейного воспитания) ;
  • психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений;
  • индивидуальное консультирование родителей – индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, позволяющая разобраться в конкретной ситуации и найти оптимальное решение;
  • тематическое консультирование – работа с семьями, дети которых переживают одну и ту же проблему;
  • деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку;
  • просвещение через интернет: создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.

Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций .

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:

  • гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
  • обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
  • интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
  • управление взаимодействием детей и родителей;
  • единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
  • многообразие форм работы с родителями;
  • стимулирование родителей к сотрудничеству;
  • принцип добровольности;
  • принцип конфиденциальности.

Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки) , использования технического оснащения.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями) , родительский всеобуч.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Формы педагогического просвещения

Традиционные:

Родительские собрания

Вечера вопросов и ответов

Диспуты

Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

Деловые игры

Регламентированные дискуссии

Обмен родительским опытом

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:

  • знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т.п.) ; - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером

Педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Вариантом активной формы педагогического просвещения является педагогическая пропаганда. «Педагогическая пропаганда – распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения.

Таким образом, повышение педагогической культуры является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.
  2. Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» , 2010. 136 с.
  3. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011. 152 с.

ПРОЕКТ

Психолого- педагогического просвещения родителей

в дошкольном образовательном учреждении

Разработала: Неустроева Ирина Анатольевна

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

Сухомлинский В.А.

Актуальность проблемы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Россия начинается с семьи. Главнейшее место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей (Л.Б.Шнейдер), именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья и ДОУ – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их полное и тесное взаимодействие. Если ДОУ способствует интеграции ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании » говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ».

Родителей надо учить быть родителями. Именно к этому подводит новая «философия » работы с семьей. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие институты воспитания и образования, включая дошкольные образовательные учреждения, призваны этому содействовать. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Исследования отечественных психологов (Леонтьев А.Н., Петровский А.В.) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре. Значимость отношений между родителями и ребенком привлекла внимание многих педагогов и психологов (Захаров А.В., Варга А.Я, Спиваковская А.С.и др.). Общим для всех подходов является утверждение потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонстрации ребенку своего положительно – эмоционального отношения к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, эмоциональная напряженность ведет к нарушению детско – родительских отношений.

Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармоничности детско – родительских отношений, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, чтобы решить возникающие проблемы

Анализируя ситуацию (в нашем случае через анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями и детьми, анализ социального паспорта семей воспитанников, посещающих детское учреждение) мы пришли к выводу, что родителям нужна методическая помощь, знания о психофизическом развитии детей, о важности психоэмоционального состояния членов семьи, о методах и приемах взаимодействия с детьми. Одной из эффективных форм поддержки семьи может стать организация на базе детского сада творческого объединения родителей, педагогов, детей. Здесь родители посредством общения друг с другом, педагогами, могут получить ответы на интересующие их вопросы, совместно находить пути решения конкретных проблем. Конечно, родители имеют возможность получить информацию в Интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения друг с другом и педагогами, направленную на взаимную помощь и поддержку в воспитании детей дошкольного возраста. Ведущей и значимой целью деятельности творческого объединения должно являться сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных и внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое психолого – педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.

Объект проекта:

Психолого – педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет проекта:

Тип проекта:

Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта:

Педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники, родители.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность детей и родителей, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, открытость, системность работы.

Направления деятельности:

    Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей

    Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении

Цель проекта:

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого – педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей.

Задачи:

    Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

    Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

    Активизация и обогащение психолого – педагогических знаний и умений родителей.

    Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

    Обобщение и пропаганда положительного опыта семейного воспитания

Условное разделение работы с родителями:

    Все родители – в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры

    Группа (подгруппа) родителей - в рамках творческого объединения по формированию навыков и умений с целью конструктивного общения и взаимодействия в системе родитель – ребенок

    Индивидуально – консультации, психолого – педагогическая поддержка.

Правила работы:

    Искреннее уважение к участникам проекта.

    Общение не во вред, а во благо.

    Тактичность и объективность.

Проект реализуется в три этапа:

    Подготовительный.

    Основной.

    Заключительный.

План реализации проекта:

Оформление паспорта ДОУ.

Оформление наглядной агитации.

Посещение семей воспитанников на дому.

Анализ социального паспорта семей воспитанников, посещающих детский сад.

Проведение конкурса «Лучший родительский уголок»

Создание сайта ДОУ.

Октябрь – ноябрь

В течении года

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Выявление запросов родителей по организации учебно – воспитательной работы с детьми

Составление перспективного плана работы

Анкетирование родителей

« Мама, папа, детский сад и я – вместе дружная семья».

Индивидуальные беседы с родителями по теме « Мои ожидания»

Проведение дня открытых дверей

Почтовый ящик.

Обсуждение общих вопросов по организации эффективной работы с семьей.

Октябрь

Октябрь

Август

В течении года

В течении года

Ст. воспитатель, воспитатели,

Педагог - психолог

Основной этап

Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта

Оформление домашней игротеки.

Организация совместного проведения праздников.

Организация походов и экскурсий.

Оформление совместных фотовыставок и вернисажей творческих работ.

Создание творческого объединении «Голубой вагон»

В течении года

октябрь

воспитатели

Ст.воспитатель

Привлечение родителей к сотрудничеству

Работа в творческом объединении «Голубой вагон».

Формирование библиотеки для родителей.

Выпуск творческих буклетов «Голубой вагон».

Консультирование по вопросам воспитания, обучения, развития, сохранения физического и психоэмоционального здоровья детей.

Проведение родительских собраний.

По плану

Апрель

ежемесячно

в течении года

по плану

Ст. воспитатель,

Наглядное информирование родителей

О традициях ДОУ, сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми.

О возрастных особенностях дошкольников.

О значении семейного воспитания.

О творческих способностях детей дошкольного возраста и др.

В течении года

Заведующий ДОУ,

ст. воспитатель,

Педагог – психолог, воспитатели

Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ

Родительские собрания.

Функционирование творческого объединения «Голубой вагон».

Семинары – практикумы.

Деловые игры.

Диспуты.

«Час общения»

Консультации.

День открытых дверей «Первый раз в детский сад».

Участие в праздниках, совместной деятельности.

По плану

По плану

Январь

Февраль

Декабрь

В течении года

Август

В течении года

Ст. воспитатель,

Педагог – психолог, воспитатели

Заключительный этап

Подведение итогов

Итоги работы над проектом

Анализ реализации проекта с привлечением родителей.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Выявление уровня осведомленности и усвоения родителями форм и правил воспитания и обучения дошкольников

май

Участники проекта

Работа с социумом:

    Больница – банк данных, беседы, консультации, справки.

    КДН, ИДН – выявление и работа с семьями, находящимся в социально опасном положении

    Школа – преемственность, оформление единого социального паспорта семей воспитанников

Обратная связь:

    Анкеты.

    Ответы на вопросы из почтового ящика (почта доверия)

    Консультации по запросу.

    Рефлексия совместной деятельности.

    Составление плана работы с учетом пожеланий родителей

Ожидаемый результат:

Применение современной технологии нравственно – духовного развития будет способствовать повышению психолого- педагогической культуры родителей, изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания и развития детей.

Новизна отношений ребенок- родитель – педагог определяется понятиями «сотрудничество», « взаимодействие», «рефлексия».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова сказано так: взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике и проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Ведь зачастую знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин. Очень важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Здесь необходимо выделить понятие «педагогическая рефлексия», которое включает в себя умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. О. Л. Зверева рекомендует использовать анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Такие методы помогают формировать родительскую позицию, повышают активность слушателей, актуализируют полученные знания, помогают посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Используемая литература:

    Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.- сост. Коробицына Е.В.- Волгоград:Учитель,2009.

    Родительские собрания / авт.- сост. Кыласова Е.Л. (и др.).- Волгоград: Учитель,2013.

    Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2012

    Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт.- сост. Москалюк О.В., Погонцева Л.В.- 2-е изд.-Волгоград: Учитель,2012.

    Родительские собрания в детском саду: /авт.- сост. Чиркова С.В.- М.: ВАКО,2011

    Детский сад и семья/ под ред. Марковой Т.А.-М.: Просвещение, 1981

    Воспитателю о работе с семьей: Методическое пособие для детского сада / Загик Л.В. и др.: Просвещение,1989

    Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера,2009

    Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 1- М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008

    Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 2- М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008

    Арнаутова Е.П. Социально – педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях /Детский сад от А до Я-2004

    Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / -М.: Профиздат,1989

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Работа